РАБОЧАЯ ПРОГРАММ ЛОГОПЕДА- СОЛОХА Е.В.

№п/п

Содержание

5.
6.
7.
8.
9.
10.

Модуль 1. Пояснительная записка
Цели. Задачи. Принципы построения программы
Модуль 2.Возрастные и индивидуальные особенности контингента логопункта
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР),и
ОНР IV уровнем речевого развития
Модуль 3.Организационный раздел работы
Направления работы
Модуль 4.Содержательный раздел программы
Модуль 5.Мониторинг речевого развития детей
Приложение № 1
Приложение № 2

11.
12.
13.
14.
15.
16.

Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Приложение № 6
Приложение № 7
Список используемой литературы

1.
2.
3.
4.

Страницы
3
6
9
11
11
14
19
21
22
24
25
27
29
35
39
40

2

Модуль 1. Целевой раздел программы

Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры –
социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования,
среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к
завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и
желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества
в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется
причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям
природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он
живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой
культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у
детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что
наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
В настоящее время в нашем ДОУ реализуется образовательная программа в основе, которой лежит примерная
образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи
различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), отсутствие
специализированных ДОУ шаговой доступности с одной стороны и принятие новых федеральных образовательных
стандартов дошкольного образования предусматривающих возможность организации и создания специальных условий
для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в функционировании
для таких детей логопункта в ДОУ. Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта
выявляет, что при чёткой организации логопункт может обладать высокой эффективностью коррекционного,
профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей
1.

3

подготовке детей к школе. Он в определённой степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и
дошкольной логопедической группы для детей с нарушениями речи, имеет при этом определённую специфику работы.
Модель логопункта органично вписывается в систему ДОУ любого типа, результативна и малозатратна.
Если рассматривать специфику работы логопедического пункта, то можно отметить следующее:
1.
В течение года логопед работает с 30детьми
2.
Основной контингент – дети с достаточно разноплановыми проблемами речевого развития (есть дети с
дизартрией, дислалией, ФФНР, ОНР,НВОНР).
3.
Преимущественно индивидуальная, подгрупповая формы занятий.
Программа составлена в соответствии с:

Законом Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

Конвенцией ООН о правах ребенка;

Декларацией прав ребенка;

Инструктивным письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2
«Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Примерное положение о логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении \ Письмо
МОПОСО от 25 марта 2002г.

Положением о логопедическом пункте МАДОУ № 363 ;

Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.
Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова;

Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.

Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.

Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
1) Актуальность программы.
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи
дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи
ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно
может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной
стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись
в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.
4

Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% будущих первоклассников
имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии(Парамонова, 2006). У детей с нечёткой
артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.
Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего
распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения
детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного
возраста приводит к значительной их компенсации.
2) Научная обоснованность
Данная рабочая программа разработана на основе современных достижений логопедической науки и практики,
специальной и детской психологии, специальной педагогики (Н.Е. Веракса, Н.В. Микляева, Ж.М. Глозман, С.Н.
Шаховская, О.Г. Ушакова, Т.Б. Филичева, С.В. Коноваленко, Н. Нищева и т.д.), отражающих представления о
структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи, а также о специфике оказания
коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста. В основу рабочей программы положены
следующие теоретические идеи:
1. У детей до 7 лет речь как ещё не сформированная функциональная система
наиболее
подвержена повреждающим факторам.
2. Речевое развитие опосредуется рядом условий, прежде всего, развитием интеллектуальных процессов и общения.
B основе потребности говорить ребёнка находится впечатление, вызывающее эмоциональный отклик.
3. Побуждение к речевому высказыванию возникает y ребёнка под влиянием эмоционального переживания
воспринятого.
4. Содержание речи составляют впечатления, получаемые ребёнком пpи ознакомлении с окружающим, поэтому
важным моментом для развития детской речи является формирование широких интересов y детей дошкольного
возраста.
B программе реализуется идея комплексного сопровождения ребёнка с нарушениями развития в дошкольном
образовательном учреждении (Л. М.Шипицына). Ведущим принципом данной рабочей программы выступает
принцип комплексности, выражающийся в единстве подхода к профилактике и коррекции речевых нарушений у
воспитанников, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также в
понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного и, умственного и речевого
развития. Также в рабочей программе реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего
развития, системности, обходного пути, обще дидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода,
сознательности), интеграции образовательных областей в организации коррекционно-педагогического процесса.
В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Л.С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г.
Парамоновой, О.В Правдиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.
5

Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости
от возможностей и потребностей воспитанников.
Цель, задачи, принципы рабочей программы
Цель программы – обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей
старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития,
обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации
взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях логопункта. Предупреждение возникновения
возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой и фонетикофонематической стороны речи у старших дошкольников. Сформировать полноценную фонетическую систему языка,
развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать
слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
Профессиональная деятельность учителя-логопеда ДОУ направлена на оказание своевременной коррекционнопедагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений. Одной из основных задач рабочей
программы учителя-логопеда является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной
речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует
психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы
общего образования.
В процессе коррекционного обучения детей-логопатов решаются следующие задачи:

Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ.

Преодоление недостатков в речевом развитии.

Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия.

Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной
программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием
речевого дефекта. Профилактика нарушений письменной речи.

Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над
фонетико-фонематической стороной речи.

Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти,
зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы,
направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.

Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами
медицинских учреждений. Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и
организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
6

Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми,
имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей,
обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое
отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное
эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Программа имеет в своей основе следующие принципы:

принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить развивающее обучение
дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуальноволевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы;

принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с
нарушениями речи;

онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;

принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

принципы интеграции усилий специалистов;

принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и
условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

принцип постепенности подачи учебного материала;

принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех
пяти образовательных областях.

принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

принцип обеспечения активной языковой практики.
Кроме этого, успешность коррекционно-развивающей деятельности на логопункте в условиях ФГОС ДО
обеспечивается реализацией таких принципов, как:

Единство диагностики и коррекции. Согласно этому принципу на логопункте проводится обязательное
комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определяются цели и задачи
индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за
развитием лексико-грамматического строя, связной речи ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его
эмоциональных состояний, чувств и переживаний.
Для реализации этих задач проводится следующая работа:
• комплектование группы детей в соответствии с логопедическими заключениями;


7

• составление расписания занятий с учетом основного расписания НОД;
• составление календарно-тематическое планирования коррекционной логопедической работы с подгруппами,
исходя из специфики речевых недостатков детей.
• Зачисление на занятия и выпуск обучающихся проводится в течение учебного года. В связи с этим,
диагностическое направление работы включает обследование речи детей в начале и в конце учебного года, а также в
середине учебного года.

Деятельностный принцип коррекции. На логопедических занятиях дети в игровой форме закрепляют лексикограмматические категории, развивают связную речь, упражняются в правильном звукопроизношении. Дети получают
хороший опыт общения друг с другом и со взрослыми. Умело подобранная развивающая среда, также способствует
реализации этого принципа. В нашем логопедическом кабинете большое разнообразие дидактических игр и пособий
для развития дыхания, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации.

Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
В своей работе использую различные упражнения и задания, способствующие развитию памяти, внимания,
логического мышления, таким образом, на логопедических занятиях ребёнок получает возможность
самореализовываться в образовательной деятельности.

Комплексность методов психологического воздействия. Этот принцип позволяет использовать в обучении и
воспитании детей с нарушениями речи всё многообразие методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те,
что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Мы
применяли такие методы игровой коррекции, как пальчиковая гимнастика, применение различных круп,
пальчиковые шаги для развития мелкой моторики.

Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
С этой целью проводится консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков детей, содержания
логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях.
Эти принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и
содержания обучающей и развивающей деятельности.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность —
основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые
занятия в соответствии с программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими
игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее
занятие в соответствии с программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.
В соответствии с ФГОС ДО основной целью речевого развития детей-дошкольников является:
Формирование устрой речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным
языком своего народа.
Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО:
8

овладение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;

развитие речевого творчества;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
В работе по остальным образовательным областям («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов
(воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре) учитель-логопед является
консультантом и помощником.
Таким образом, эффективность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между
образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.


Модуль 2.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента логопункта
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится
нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить
собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной
выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса
и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами
и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные
слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий,
социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими
трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий,
отношение людей к профессиональной деятельности.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться
прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его
настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной
с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен
удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются
9

к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа
текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских
симпатий.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря
своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах
года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие
события.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным,
но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать
по правилу, которое задается взрослым.
Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут
использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).
В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более
сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных
представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают
в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.
В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие
характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается
взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и
рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается
воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении
со старшей группой.
Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,
прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок обладает высоким
уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР),
и ОНР IV уровнем речевого развития

10

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования
произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов
восприятия и произношения фонем.
В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими
артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность
к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия
звуков речи.
К ОНР IV уровня отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетикофонематических компонентов языковой системы.
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная
выразительность речи и нечёткая дикция.
Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень
дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у
детей не завершен.
Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ОНР IV ур. строится с учетом особенностей психической
деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников
внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФНР и ОНР IV ур.), обусловленной различной
этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в
усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.
Модуль 3.
Организационный раздел программы
Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого
дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством
коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Задачи:
-Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и
коррекционной помощи в области развития речи.
-Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных
особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание
работы с каждым ребёнком.
11

-Привитие детям навыков коммуникативного общения.
-Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с
планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
-Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой
готовности детей к школьному обучению.
-Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической
работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
-Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к
сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
-Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми
нарушениями.
Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в
речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и
задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели:
Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых
дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.

Модель организации коррекционно-образовательного процесса.
Этапы
1 этап
исходнодиагностический

2 этап

Задачи этапа
1. Сбор анамнестических данных посредством
изучения
медицинской
и
педагогической
документации ребёнка.
2.
Проведение
процедуры
психологопедагогической и логопедической диагностики
детей: исследование состояния речевых и
неречевых
функций
ребёнка,
уточнение
структуры
речевого
дефекта,
изучение
личностных качеств детей, определение наличия
и степени фиксации на речевом дефекте.
1. Определение содержания деятельности по
12

Результат
Определение структуры речевого дефекта
каждого ребёнка, задач корр. работы.

календарно-тематического

планирования

организационноподготовительный

3 этап
коррекционноразвивающий

4 этап
итогово-

реализации задач коррекционно-образовательной
деятельности, формирование подгрупп для
занятий
в
соответствии
с
уровнем
сформированных речевых и неречевых функций.
2. Конструирование индивидуальных маршрутов
коррекции речевого нарушения в соответствии с
учётом
данных,
полученных
в
ходе
логопедического исследования.
3. Пополнение фонда логопедического кабинета
учебно-методическими пособиями, наглядным
дидактическим материалом в соответствии с
составленными планами работы.
4. Формирование информационной готовности
педагогов ГБОУ и родителей к проведению
эффективной
коррекционно-педагогической
работы с детьми.
5. Индивидуальное консультирование родителей
– знакомство с данными логопедического
исследования, структурой речевого дефекта,
определение задач совместной помощи ребёнку в
преодолении данного речевого нарушения,
рекомендации по организации деятельности
ребёнка вне детского сада.
1.
Реализация
задач,
определённых
в
индивидуальных, подгрупповых коррекционных
программах.
2. Психолого-педагогический и логопедический
мониторинг.
3. Согласование, уточнение и корректировка меры
и
характера
коррекционно-педагогического
влияния
субъектов
коррекционнообразовательного процесса.
1. Проведение диагностической процедуры
логопедического исследования состояния речевых
13

подгрупп. занятий; планы индивидуальной
работы; взаимодейст-вие специалистов ДОУ и родителей ребёнка с наруш. речи.

Достижение
определённого
позитивного
эффекта в устранении у детей откло-нений в
рече-вом развитии

Решение о прекращении логопедичес-кой
работы с ребёнком, изменении её характера

диагностический

и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, или продолжении логопедичес-кой работы.
качества
и
устойчивости
результатов
коррекционной
работы
с
детьми
(в
индивидуальном плане).
2. Определение дальнейших образовательных
(коррекционно-образовательных)
перспектив
детей, выпускников ДОУ – группы для детей с
нарушениями речи.
Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационноподготовительного этапа – определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на
протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции.
Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим
материалом осуществляется в течение всего учебного года.

2.3. Направления работы
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные
направления. Данные направления отражают её основное содержание:
Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого
нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То
есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение
мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный).
Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и
методические рекомендации:

Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты.

Поваляева М.А. Справочник логопеда.

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому
анализу у детей дошкольного возраста.
Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ конкретизируется в
соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФНР, ФФНР, ОНР.
14

Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их
пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью
в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа
осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. При комплектовании групп для занятий учитывается
не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его
работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических
занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация
здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, создаются условия для
повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации
эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике
конфликтов между детьми.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные,
словесные и практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу,
беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании
речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно
отнести метод моделирования и метод проектов.
Форма организации обучения – индивидуальная и подгрупповая. В соответствии с ФГОС ДО основной формой
работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа
учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми,
имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
В соответствии СанПинами продолжительность подгрупповых занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года
жизни 30 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей
программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические занятия проводятся с 15
сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией ДОУ и
воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОУ задача
коррекции речевой деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в расписании
образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом.
Продолжительность занятий с детьми:
ФНР – до 6 месяцев; ФФНР – 1 год; ОНР III ур. – 1-2
года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты
логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
15

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого
нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность
индивидуальных занятий 15-20 минут.
-ФНР – 2 раза в неделю;
- ФФНР – 2 раза в неделю;
- ОНР III ур.р – 3 раза в неделю.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями
детей.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных
упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для
дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный
контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить
невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и
автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах
несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых
занятий.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

совершенствование мимической моторики.

совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная
моторика).

развитие артикуляционного и голосового аппарата;

развитие просодической стороны речи;

формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления,
которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
НАПРАВЛЕНИЕ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
ЛОГОПУНКТЕ МБДОУ
16

РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

НА

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

- коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

- развитие фонематического восприятия;
- совершенствование слоговой структуры слов;
- коррекция звукопроизношения.

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Задачи:
- тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
- вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
- формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для
постановки звуков;
- в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
- укрепление
физического
здоровья
(консультации врачей - узких специалистов при необходимости
медикаментозное лечение, массаж)
II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически
развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ в такой последовательности:
- свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
- шипящий Ш
- сонор Л
-шипящий Ж
-соноры Р, Р'
17

- шипящие Ч, Щ
Способ постановки:
Подготовительные упражнения :
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка» «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОГАХ:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах
со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В
СЛОВАХ:
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той
же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы.
Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. Каждое отработанное в произношении слово немедленно
включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с
данным словом.
5.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
6.АВТОМАТИЗАЦИЯ В СПОНТАННОЙ РЕЧИ (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах,
экскурсиях, труде и т. д.).
III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ и навыков анализа и синтеза слов
параллельно с коррекцией звукопроизношения
18

IV. СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ внимания, мышления на отработанном материале.
V.РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ на базе правильно произносимых звуков.
Модуль 4.
Содержательный раздел программы:

Первый этап: диагностика
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития неречевых психических процессов,
уровня речевого развития.
Учителя- логопеды проводят обследование с 1по 15 сентября и 15 по 25 мая.
• Исследование неречевых психических функций;
•Сбор анамнестических данных;
•Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Второй этап: подготовительный
Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций,
психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.
• развитие органов артикуляции;
•развитие слухового внимания и слухового контроля;
•развитие звукового восприятия
Третий этап: постановка звука
Цель: постановка звука (изолировано).
•коррекция дефектов произношения;
• формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и
совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
•развитие психических функций;
•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Четвертый этап: автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи.
•коррекция дефектов произношения;
•развитие психических функций;
•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Пятый этап: дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.
•коррекция дефектов произношения;
•развитие психических функций;
19

•активизация и расширение словарного запаса;
•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Модуль 5.
Мониторинг речевого развития детей
Система мониторинга развития ребенка - дошкольника с речевыми нарушения предусматривает обеспечение
комплексного подхода к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы и позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.
Мониторинг – это целенаправленная планомерная система, осознанная на всех этапах коррекционно педагогического процесса. Учитель – логопед отслеживает динамику усвоения дошкольниками программного
материала, подготовку детей к школе с целью выявления особенностей, изменений в речевом развитии ребенка для
последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса.
Мониторинг образовательного процесса на логопункте проводится 3 раза в год поэтапно:
Начальный этап - в начале учебного года (сентябрь)
Промежуточный - в середине учебного года (декабрь)
Итоговый - в конце года (май).
20

В результате полученных итоговых данных мониторинга могут вноситься коррективы по коррекционнообразовательному процессу в индивидуальные планы работы с воспитанников.
Диагностика проводиться по следующим параметрам:

Звукопроизношение

Фонематические процессы и слуховосприятие

Словарный запас

Грамматический строй

Связная речь

Пространственная ориентировка

Артикуляционная моторика

Мелкая моторика

Общая моторика

Слоговая структура

Приложение №1
Расписание занятий детей на логопункте
на 2020-2021 уч.год МАДОУ №363
Время
8.30

Понедельник
Сычугов Иван (ОНР)

8.50

Ванчугов Роман (ОНР)

9.10

Щукин Демид (ОНР)

9.30

Мерзлякова Анна (ОНР)

9.50

Борчагова Таисия

Вторник
Мингалимов Дамир
(ОНР)
Терещенко Семен
Торощин Николай
Бегун Екатерина
Сычугов Иван
Борчагова Таисия
Щукин Демид
Колотова Яна
Мерзлякова Анна

Среда

Четверг
Сычугов Иван (ОНР)
Ванчугов Роман (ОНР)
Щукин Демид (ОНР)
Мерзлякова Анна
(ОНР)
Борчагова Таисия

21

Пятница
Судаков Андрей
(ФФНР)
Гончаренка Варя
(ФФНР)
Мантурова Мария
(ФФНР)
Шибаев Денис (ФФНР)
Коркин Алексей

10.10

10.30
11.30
11.50
12.10

12.30

(ОНР)
Терещенко Семен
(ОНР)

(ОНР)
Ванчугов Роман
(ОНР)

(ОНР)
Терещенко Семен
(ОНР)

Торощин Николай
(ОНР)
Бегун Екатерина (ОНР)

Унисков Дмитрий
Некрасова Вера
Кузнецова Варя
Маслов Артем
Паньшина Мария
(ФФНР)
Золотько Семен
(ФФНР)

Торощин Николай
(ОНР)
Бегун Екатерина (ОНР)

Мингалимов Дамир
(ОНР)
Унисков Дмитрий
(ФФНР)
Колотова Яна (ОНР)

Мишин Дмитрий
(ФФНР)

Колотова Яна (ОНР)
Субботин Артем
(ФФНР)

Мингалимов Дамир
(ОНР)

Агабеков Андрей
/(Субботин Артем)
Майданцева Варя
(ФФНР)

Маслов Артем (ФФНР)

Золотько Семен
Мишин Дмитрий

Созинов Михаил
(ФФНР)

15.00

Некрасова Вера (ФФНР)

15.20

Кузнецова Варя (ФФНР)
Рогов Савелий (ФФНР)
Борейша Марк Агабеков
Андрей Рябчинских
Виктория
Судаков Андрей
Гончаренка Варя
Мантурова Мария
Шибаев Денис Коркин
Алексей Полонский
Сергей
Майданцева Варя
Созинов Михаил

15.40

16.00

16.20

16.40

(ФФНР)
Полонский Сергей
(ФФНР)/
(Рогов Савелий)
(ФФНР)
Рябчинских Виктория
(ФФНР)
Борейша Марк (ФФНР)

22

23

Приложение №2
Перспективное планирование работы с детьми страдающими
фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Постановка произношения
звуков
Диагностика речевых и
неречевых функций ребенка
Формирование
артикуляторной базы

Введение поставленных звуков в речь

Речевой материал

I этап
Изучение психических функций. Сбор анамнестических сведений.
Логопедическое заключение.

Диагностика по Трубниковой

II этап
Артикуляционные упражнения. Упражнения и
Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и задания для развития психических процессов.
совершенствование сенсомоторных функций, психологических
предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.

Постановка звуков

III этап
Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза.

Составляется из правильно произносимых
звуков

Продолжение постановки
звука, отработка звука

IV этап
Введение в речь первого поставленного звука;
а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в
тексте;
б) устный и письменный анализ и синтез слов.

Насыщается вновь поставленным звуком. Из
упражнений исключаются звуки близкие к
поставленному (например закрепляется л
исключаются л', если ребенок не произносит
р, р', то и они)

Дифференциация звуков
сходных по звучанию

V этап
Дифференциация изученного и поставленных раннее звуков.

Насыщается дифференцируемыми звуками и
закрепляемым звуком. Из упражнений
исключаются близкие, еще не отработанные
звуки.
Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом
предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и
развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться.
В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего
преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи.
В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы;
одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.
24

Приложение №3
Календарно- тематический план коррекционно-развивающей работы
с детьми старшей группы группы
Месяц

Тема логопедического занятия

Лексическая тема.

СЕНТЯБРЬ

Диагностика с 1-15 сентября
«Звуки вокруг нас»
Дружим с язычком
Гласные звуки и буквы
Звук и буква У.
Звук и буква А
Диф-ция А-У
Звук и буква И
Дифференциация А-У-И
Звук и буква О. Место звука в слове.
Звуки М, Мь. Буква М
Звуки Н, Нь. Буква Н
Звуки В, Вь. Буква В
Звуки К,Кь. Буква К
Согласные звуки и буквы М, Н, В, К
Звуки Т, Ть. Буква Т.
Звуки П, Пь. Буква П
Звуки и буквы П, Т, К. Дифферен-ция.
Гласные и согласные звуки. Логотренинг.
Звук и буква Э. Слог.

Осень. Овощи, фрукты
Ягоды, грибы.

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

Звук Ль. Буква Л
Звуки Л, Ль. Диф-ция
Звук и буква Ы
Диф-ция Ы-И
Звуки А, О, У, И, Э, Ы
Звук С. Буква С.
Звук Сь. Буква С
Диф-ция С-Сь
Звук З.Буква З. Предложение
Диф-ция З-Зь Предложение
Диф-ция С-З Предлог В
25

Деревья-кустарники
Домашние животные, птицы
Дикие животные, птицы средней полосы
Семья
Мой родной край
День народного единства. Москва, государств. символы
Животный мир жарких стран и полярных районов
Наземный транспорт
Водный и воздушный транспорт.
Стройка. Профессии стройки.
Зима.
Зимующие птицы
Новый год. Зимние забавы
Дикие животные зимой
Мебель
Посуда
Знакомство со свойствами предметов
Откуда хлеб пришёл?
Армия
Конец зимы
Женские профессии
Народные промыслы
Весенние народные традиции и обычаи
Перелётные птицы
Комнатные растения
Космос
Продукты питанияЗОЖ

Звук и буква Б. Предлог НА
МАЙ

Русский быт.

Повторение
Итоговое

День Победы
Весенний луг (насекомые)

Приложение №4
26

Календарно- тематический план коррекционно-развивающей работы
с детьми подготовительной группы
Месяц
СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

Тема логопедического занятия
Диагностика с 1- 15 сентебря
Понятие о предложении, слове.
Слова – предметы.(логотренинг, одушевлённые, неодушевл.
сущ.)
Слова – действия (составление схем предложений по схеме.
Вопросит., повествоват., восклиц. предложения)
Слова – признаки (согласование прилагат. с сущ.)
Слова – действия, предметы, признаки
Звуки и буквы А-У. Предложения из 2 слов
Звуки и буквы О-Э. Предложения из 3 слов
Звуки и буквы И-ы. Предложения с однородными
прилагательными
Гласные звуки и буквы А,У,И,О,Э,Ы
Согласные звуки и буквы М, Н
Согласные звуки и буквы П, Т, К
Звуки Х –Хь. Буква Х (деление слов на слоги)
Диф-ция К-Х
Звуки С-Сь. Буква С. Предлог В
Звуки З-ЗЬ. Буква З. Предлог НА
Дифференциация С-З. Предлог ПОД.
Ш (слог ШИ)
Дифференциация С-Ш
Звуки Л-ЛЬ. Буква Л. Предлог ИЗ-ПОД
Звуки Р-РЬ. Буква Р. Предлог ЗА.
Дифференциация Л-Р. Предлог ИЗ-ЗА
Звуки В-Вь. Буква В.
Звук и буква Ж (слог ЖИ)
Дифференциация Ш-Ж
Дифференциация З-Ж
Звуки Б-Бь. Буква Б
Дифференциация Б-П
Звуки Г-Гь. Буква Г.
Дифференциация Г-К
Звуки Д–Дь. Буква Д
Дифференциация Д-Т
27

Лексическая тема
«Осень».
Профессии д/с»
«Овощи-Фрукты»
«Ягоды - грибы»
«Деревья - кустарники»
«Домашние птицы»
«Домашние животные
Дикие птицы средней полосы России
«Семья»

«Мой родной округ. День народного единства»
«Животный мир жарких стран, полярных районов»
«Наземный транспорт»
«Водный, воздушный транспорт»

«Стройка. Профессии стройки»
«Зима»
«Зимующие птицы»
«Новый год. Зимние забавы »
«Дикие животные зимой»
«Мебель»
«Посуда»
«Знакомство со свойствами предметов»
«Армия»
«Откуда хлеб пришел?»
«Женские профессии»
«Народные промыслы»
Рыбы (речные, морские, аквариумные)
«Перелетные птицы»
«Комнатные растения»
«Космос»
«Продукты питания. ЗОЖ»
«Русский быт. Весенние народные традиции и обычаи

МАЙ

Щ
Ч
Диагностика с 15-30 мая

День Победы
«Весенний луг насекомые»

Приложение №5
Речевая карта
28

1.Ф.И.ребенка_________________________________________________________________________________________________________
_____________
2.Дата
рождения_____________________________________________________________________________________________________________
_______
3.Речевая
среда_________________________________________________________________________________________________________________
____
4.Заключение
специалистов__________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
5.Краткий анамнез:
а)внутриутробное
развитие___________________________________________________________________________________________________________
б)роды________________________________________________________________________________________________________________
____________
в)раннее
физическое
развитие_________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
г)раннее
речевое
развитие____________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
6.Состояние
общей
и
мелкой
моторики_________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
7.Состояние артикуляционного аппарата:
29

зубы________________________________
прикус_______________________________________________________________________________________
язык_________________________________
уздечка______________________________________________________________________________________
8.Темп
речи:
норма,
быстрый,
медленный_______________________________________________________________________________________________
9.Плавность
речи:
норма,
с
запинками
_________________________________________________________________________________________________
10.Голос:норма,
тихий,
громкий,гнусавый______________________________________________________________________________________________
11.Дыхание:норма,ключичное,затрудненное________________________________________________________________________________
____________
12.Звукопроизношение:
глухие: норма, озвончает
звонкие: норма, оглушает
твердые: норма, смягчает
мягкие: норма, произн.твердо
гласные:______________________________________________________________________________________________________________
_____________
свистящие:____________________________________________________________________________________________________________
_____________
шипящие:_____________________________________________________________________________________________________________
_____________
соноры:_______________________________________________________________________________________________________________
_____________
13.Фонематический
слух:____________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
14.Фонематическое
восприятие:_______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
15.Структура
слова
и
предложения:____________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
30

______________________________________________________________________________________________________________________
____________
16.Словарь: соответствует возрасту, ограничен, резко ограничен
а)обобщающие
понятия______________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
б)словаантонимы_____________________________________________________________________________________________________________
_____
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
в)название
детенышей
животных_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________
__________

17.Грамматический строй:
а)изменение
сущ.по
опадежам_______________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________
_________

б)образование
сущ..р.п.,ед.
и
множ.
Числа
(чего
нет?)____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
в)преобразование
сущ.
ед.
числа
во
множ.
и
наоборот____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
________________________
г)согласование
с
сущ.
с
прилагательным_______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
31

д)согласование
сущ.
с
числительным
(сосчитай)_________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
18.Словообразование:
а)уменьшительно
ласкательные
формы
существительного_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
б)образование
прилагательных
от
существительного_____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
в)образование
притяжательных
прилагательных
(чей?)___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________
19.Связная речь:
а)фраза(норма, морфологический аграмматизм, структурный аграмматизм)
б)составление
предложений
по
сюжетной
картинке(предметное
перечисление,
простое
предложение,
распрастраненное)______________________________________________________________________________________________________
__________
______________________________________________________________________________________________________________________
__________
______________________________________________________________________________________________________________________
__________
в)составление
рассказа
по
серии
картинок____________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
____________________
г)рассказ
–
описание______________________________________________________________________________________________________________
_
______________________________________________________________________________________________________________________
__________
______________________________________________________________________________________________________________________
__________
32

______________________________________________________________________________________________________________________
__________
______________________________________________________________________________________________________________________
__________
Логопедическое
заключение:_______________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
__________
Дата обследования «____»______________20…г.
Результаты коррекционной работы на конец учебного
года:_________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
_________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
______________

33

Приложение №6

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей
I.

Звукопроизношение

1 – Нарушены все основные группы звуков. Не дифференцирует звуки (плохо различает на слух и при
произношении). Нарушена просодика речи. Речь смазанная, неразборчивая.
2 – Страдает несколько групп звуков. Речь недостаточно интонационно выразительная. Может по подражанию
повторить некоторые звуки правильно, но в спонтанной речи стойкие нарушения.
3 – Изолированно все звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается недифференцированность в определенных
фонетических группах. Звуки определённых групп смешивает, различает на слух плохо.
4 – Нарушение звукопроизношения одной группы звуков. Звуки дифференцирует. Способен регулировать темп речи
и речевое дыхание.
5 – Правильное, отчетливое произношение всех звуков. Умение дифференцировать звуки. Хорошая регуляция темпа
речи и речевого дыхания.
II. Фонематические процесы и слуховосприятие
1 – Не различает на слух фонемы в своей и чужой речи, причем из разных фонетических групп.
2 – Не слышит звуки в слове, затрудняется выделять их из состава слова и определять их последовательность.
3 – Недостаточно различает большое количество звуков из нескольких фонетических групп при достаточно
сформированной артикуляции. Допускает ошибки при проведении звукового анализа.
4 – Затрудняется в различении и анализе только нарушенных произношением звуков. Допускает некоторые ошибки.
Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно.
5 – Все фонетические процессы в норме.
III.

Лексика

1 – Для обобщения пользуется главным образом лепетными словами, звукоподражанием. Пассивный словарь
значительно превышает активный. В речи преобладают односложные и двусложные слова.
2 – В речи использует искаженные общеупотребительные слова. Называет предметы, действия, некоторые признаки.
Пользуется простыми предложениями в элементарных значениях. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой
лексики.
34

3 – Недостаточное развитие активного словаря. Преобладает бытовая лексика. Владеет мало обобщающими
понятиями. Испытывает затруднения при подборе синонимов, некоторых антонимов. Заменяет слова близкие по
ситуациям и внешним признакам.
4 – Называет обобщающие понятия. Определяет и называет
местоположение предмета. Допускает ошибки при назывании профессии. Недостаточно полно называет признаки
предметов. Использует в речи антонимы, допускает ошибки при употреблении синонимов. Допускает ошибки в
употреблении сложных предлогов.
5 – Лексика в норме.
IV.

Грамматический строй речи

1 – Не различает грамматические формы.
2 – Смешивает падежные формы. Употребляет числа и рода глаголов при изменении по числам. Предлоги
отсутствуют. Речь резко аграмматична.
3 – Затрудняется в образовании глаголов при помощи суффиксов. Много ошибок при употреблении приставочных
глаголов. Наблюдаются аграмматизмы при образовании существительных Р.п.; множ. числа. Допускает ошибки при
словоизменении и словообразовании. Характерные ошибки в употреблении предлогов.
4 – Наблюдаются незначительные ошибки при согласовании в предложении существительных с числительными и
при образовании форм мн. числа прилагательных, т.е. при словообразовании и словоизменении. Составляет простые,
и некоторые формы сложных предложений.
5 – Развитие грамматического строя речи в норме.
V.

Связная речь

1 – Ребенок не может составить рассказ. Затрудняется отвечать на вопросы. Если использует помощь взрослого отвечает, но односложно. Связная речь резко аграмматична.
2 – Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании предметов и картин. Повторяет за взрослым
рассказ из трёх предложений только при помощи наводящих вопросов. Использует вопросно-ответную форму.
Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания.
3 – Составляет небольшой рассказ по содержанию сюжетной картины самостоятельно. Речь часто
не
последовательна, носит схематичный характер. Могут наблюдаться пропуски или перемещения смысловых звеньев
рассказа. Предложения односложные, лексика лаконичная. Не всегда определяет скрытый смысл рассказа.
4 – Составляет небольшой рассказ по сюжетной картине или о предмете самостоятельно. Речь логична,
последовательна. Допускает незначительные лексико–грамматические ошибки при построении предложений.
35

5 – Самостоятельно составляет рассказ о предмете или по картинке, серии сюжетных картин. Рассказ носит
творческий характер.
VI.

Пространственная ориентировка

1 – Плохо ориентируется на плоскости и в пространстве.
2 – Владеет понятиями верх-низ, затрудняется в понятиях право-лево.
3 – Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения и допускает
ошибки. Часто допускает ошибки в схеме левой и правой сторон тела.
4 – Допускает незначительные ошибки при перекрёстном определении правой и левой стороны. Знает левую и
правую сторону тела, показывает правильно на себе.
5 – Пространственная ориентировка соответствует возрасту.
VII. Артикуляционная моторика
1 – Объём артикуляционных движений ограничен. Мимика бедна (не может наморщить лоб, подмигнуть глазом и
т.д.). Наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата, таких как неправильный прикус (открытый
передний, прогения, прогнатия, отсутствие передних зубов, лишние зубы и т.д.), укороченная подъязычная уздечка и
т.д.
2 – Неполный объём артикуляционных движений, смазанность. Неточное выполнение статических артикуляционных
упражнений. Недостаточная переключаемость артикуляционных укладов. Могут наблюдаться синкинезии
(содружественные движения нижней челюсти), незначительный тремор кончика языка.
3 – Статические упражнения выполняет близко к норме, при выполнении динамических испытывает некоторые
затруднения и неточности.
4 – Выполняет почти все упражнения, не хватает точности движений, динамичности и переключаемости.
5 – Строение и подвижность органов артикуляции в норме, без особенностей.
VIII. Мелкая моторика
1 – Мелкая моторика ограничена. С трудом выполняет статические пробы. Наблюдается наличие гиперкинезов,
тремора.
2 – Испытывает затруднения при выполнении динамических проб. Тонус вялый, сила кисти недостаточна.
3 – Выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения при выполнении ассиметричных
движений обеими руками.
36

4 – Почти точно выполняет все пробы и движения, не хватает точности и переключаемости. Затруднения при
шнуровании, ориентировке в ассиметричных движениях.
5 – Мелкая моторика соответствует возрастным нормам.
IX.

Слоговая структура

1 – Слоговая структура грубо нарушена. Наблюдается сокращение числа слогов.
2 – Наблюдается множество ошибок при передаче звуконаполняемости слов разной слоговой структуры. А именно
перестановки и замены звуков и слогов; повторение слогов; добавление лишних.
3 – Допускает ошибки (перестановки слогов) при передаче звуконаполняемости слов сложной слоговой структуры.
4 – Незначительные ошибки произношения слов (смазанность) в виду сложной слоговой структуры.
5 – Слоговая структура в норме.
Оценочные баллы:
1 – очень низкий
2 – низкий
3 – средний
4 – выше среднего
5 – норма

37

Приложение №7
Мониторинг логопедической работы _____________________ группы за 20 __/ 20____ уч. г.

№

Ф. И.
ребёнка

1.Звукопр
оизношен
ие

2.
3. Словарный
Фонемат
запас
ические
процесс
ы

4.
Грамматиче
ский строй

Н

Н

Н

К

К

Н

К

К

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Средний балл

38

5.
Связная
речь
Н

К

6.
Пространств.
ориентировка

7. Артикул.
моторика

Н

Н

К

К

8. Мелкая
моторика

Н

К

9. Слоговая
структура

Н

К

Список используемой литературы
1. Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексикограмматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
2. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
3. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса»,
2001.
4. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
5. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
6. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.
7.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции
звукопроизношения. М.: 1998.
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с
ФФНР. М.: 1998.
9. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
10.Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.
11.Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
12.Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
13.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
14.Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.
15.Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием
речи. - М.2009.
16.Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты
занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
17.С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической
стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
18.Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
39

19.5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом
в коррекционной работе с
детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
20.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим
недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс,1999.
21.Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера,
2003.
22.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения
компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
23.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
Список используемых
цифровых образовательных ресурсов
1.
2.
3.
4.
5.
6.

doshvozrast.ru
festival.1september.ru
imc-eduekb.ru
twirpx.com
detsad-kitty.ru
logoburg.com

40

41

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».