ВОСПИТАНИЕ В XXI ВЕКЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ.

31.10.2023

ВОСПИТАНИЕ  В  XXI ВЕКЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ.

С развитием научно – технического прогресса и цифровизации населения в 21 веке, педагоги  увидели в своей профессиональной деятельности новые вызовы реальности жизни, потому, что сейчас  идет эпоха обилия компьютерных игр и обилие интерактивных пособий, гаджетов и различных приспособлений, которые упрощают жизнь семьи.

 Облик семьи с точки зрения культуры и социализации за последние десятилетия заметно изменился, следовательно,  педагогу приходится идти в ногу со временем, осваивать новые технологии в работе, образовании, пересматривать методы воспитания, обновлять формы  взаимодействия с детьми и родителями (законными представителями).

С одной стороны, современные родители все чаще выбирают активную жизненную позицию, проявляют искреннюю заинтересованность в работе учреждений образования, охотно принимают участие в работе управляющих советов учреждения и общественных родительских организаций. С другой стороны,  педагоги  и я, как психолог замечают, что многие родители не так  много общаются со своими детьми, общение это порой однобоко и формально. Конечно, современная семья испытывает серьезные  трудности, которые связаны с расслоением общества, материальными проблемами, затруднениями социальной и географической мобильности, миграцией, ухудшением здоровья детей и взрослых.  Так же нужно отметить кризис семьи – все больше неполных семей, «гостевые», «сетевые», и другие нетрадиционные браки приводят к деформации сферы семейного воспитания, утрачивается традиционное понимание семейного воспитания как родительской функции, направленного на установление духовной общности с детьми.

 Именно поэтому сейчас актуально не только и не столько решение традиционных задач психолого – педагогического просвещения родителей, а непосредственное вовлечение семьи в решение образовательных задач. Причем понятие «образовательный», понимаемый в широком смысле этого слова, - не только знания, которые приобретает ребенок, но влияние на формирование ОБРАЗА  РЕБЕНКА.

В гонке за благами цивилизации, иметь все  и сразу, родители много  работают, у них физически не хватает качественного времени и внимания по воспитанию своего ребенка. Образуется крайность -  попустительство и безразличие к ребенку из – за полной загруженности экономическими и бытовыми, личными проблемами, накопившейся усталости и отчаяния. Естественно уставший родитель, включает телевизор с «развивающим» мультиком или  дает ребенку гаджет  с игрой.  Ребенок залипает на этой схеме выученного поведения, и тормозится в развитие всех сенсорных систем. Гаджет у родителей повсеместно под лозунгом «лишь бы дите не орало и меня не трогало», при приеме пищи, в поликлинике у врача, в транспорте и т.д. как следствие, ребенок не умеет различать бытовые шумы, природные голоса животных и птиц, он затрудняется распознать  какое время года на улице.

Так же нужно отметить, что современные родители  ребенка не правильно кормят,  отсутствие микроэлементов в рационе, грубой пищи, нет должного психофизического  развития ребенка, так как нет своевременного поступления питательных веществ к мозгу, к костям и мышцам.  Мы как педагоги отмечаем у детей в 4-5 лет несформированность  санитарно – гигиенических навыков, снижена сенсорная чувствительность, задержка психо - речевого развития, гиподинамия ребенка.  Различные приспособления под названием «беговел», «самокат» без учета развития опорно – двигательной системы и ориентации в пространстве,  приводит к тому, что ребенок не в состоянии в 6-7 лет прыгать на скакалке, ездить на велосипеде, прыгать на двух ногах, подниматься приставным шагом по лестнице.  Все выше перечисленное родители аргументирую одним предложением: «Мне так удобно и быстрее!», развитие и воспитание ребенка вообще здесь  не учитывается с их стороны.

Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы. Так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Основные проблемы сегодняшнего воспитания ребенка заключаются: в разладе между внутренним состоянием ребенка и общепринятыми нормами морали, этики, поведения; отсутствие навыков рефлексии, развитого чувства сопереживания. А основные этические предпосылки закладываются в дошкольном возрасте. В этот период создаются наиболее благоприятные условия для нравственного воспитания. Поэтому, с возрастающей самостоятельностью и осознанностью поступков у детей растет способность к управлению собственным поведением в соответствии с усвоенными нравственными нормами.

Все педагоги знают, что на развитие, воспитание  у  ребенка общих представлений об окружающем оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность.  Но в  тоже время представления детей формируются на основе разнообразных и зачастую противоречивых влияний детского сада, семьи и улицы. То, что разрешается в семье, не всегда приемлемо в детском саду. Такого рода противоречия вызывают у детей раздражения, неудовлетворенность, а иногда рождают хитрость, приспособленчество. В результате у ребенка не может сложиться четкого представления о том, как относится к людям, как поступать в каждом конкретном случае.

Конечно, воспитатели, педагоги видят насколько быстро нужно менять подходы в воспитании и образовании детей. Поэтому со стороны педагогов, воспитателей используется интерактивные игры для привлечения внимания детей и большего охвата родительской аудитории буклеты, статьи, использование цифровых платформ в интернете и социальные сети для взаимодействия через ZUM, вебинары.

Если педагог ДОУ, будет обращаться к рефлексии и  задавать  себе вопросы:

- на какие принципы следует опираться в своей работе;

- какие качества должен иметь педагог;

- какими знаниями и умениями он должен обладать;

-  как донести информацию до родителей и педагогов;Хочу такой сайт

- чем удивить детей на занятии;

- какие варианты анкет опросов для родителей можно использовать в диагностических целях.

То хочется надеяться, что благополучие дошкольного детства  наступит тогда, когда всеми участниками образовательного процесса будут  удовлетворяться  базовые потребности детей, которые включают в себя:

- базовые физические потребности (в пище, тепле, уходе, безопасности);

-потребность в стабильном предсказуемом окружении и защищенности;

-потребность в общении, эмоциональной поддержке, любви;

-потребность в изучении окружающего мира и сознании себя в нем.

На сегодняшний день не обеспечивается достаточное удовлетворение потребностей ребенка в стабильности и предсказуемости среды. Это говорит о том, что необходимо более продуктивное  сотрудничество педагогов, психологов и  семьи в деле воспитания детей, обеспечения гармоничного развивающего пространства, чувства защищенности, эмоциональной поддержки.

На сегодняшний день мои наблюдения показывают, что взаимодействие родителей и воспитателей сводятся к взаимно вежливым, без четких целей и задач, из за функциональная загруженность педагогов. А задачи воспитания детей могут эффективно решаться в тесной взаимосвязанной работе детского сада с семьей. Именно благодаря единству требований воспитателя и родителей ребенок накапливает социальный опыт,  привыкает считаться с интересами окружающих и действует в соответствии с общепринятыми правилами поведения. Воспитателям, в эпоху обилия интерактивных пособий, гаджетов, и различных приспособлений,  конечно, нужна помощь в осуществлении этого перехода к новой философии сотрудничества, нужны специальные программы  повышения профессиональной компетентности в области взаимодействия с семьями воспитанников, целенаправленное обучение воспитателей новым, инновационным методам и формам в воспитании и образовании воспитанников.

 Сигова Елена Валерьевна, педагог-психолог, 

Высшая квалификационная категория

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 31.10.2023

Дата обновления: 31.10.2023

Дата публикации: 31.10.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».