ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ

30.10.2023

Термин «девиантность» ввел профессор Гилинский Я.И. Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от условных норм и служит средством самоутверждения или формой протеста.

На сегодняшний день, я, мои коллеги по смежным дисциплинам: врачи, педагоги, социальные педагоги, да и общество в целом подчеркивают острую проблему  – повышенная агрессивность детей, жестокость, буллинг, инфантильность, демонстративность, упрямство

Часто наблюдаю детей в детском саду, я вижу детей с  формой проявления агрессии – враждебной  деструктивностью. Это  не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого.  Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижения адаптивных возможностей ребенка.

Нужно подчеркнуть, что первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы.

Внутренний контроль у детей и подростков идет с помощью процесса идентификации - стремление поступать как значимый взрослый. Именно подражая поведению родителей, добивается одобрения своего поведения.

В наших детях  мы больше всего не любим те черты, которые нам не нравятся в нас самих.

Дошкольник,  находясь в детском саду, во дворе и т.п., старается стать авторитетным и популярным. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно не достаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человечек часто стареется занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов. Никакое другое  поведение так не раздражает взрослых и дезадаптирует детей, как агрессивное. Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда больной ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию, даже со стороны специалистов.

Такое отклоняющееся поведение вызвано целым рядом неблагоприятных факторов:

- кризис семейного воспитания;

- увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка и отсутствие наблюдения у специалистов.

- средства массовой информации, кино и видеоиндустрия, интернет, регулярно  пропагандирующие культ насилия и жестокости.

- несформированность эмоционального интеллекта;

- не знание и отсутствие личных границ у детей, и их родителей;

Нужно подчеркнуть, что в ранней профилактике девиантного поведения особенно важным является помощь дошкольникам, так как оно находится только в стадии становления. И это позволяет нам как специалистам, предпринять своевременные коррегирующие меры.(1)

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют:

- недостаточное развитие интеллекта;

- сниженная самооценка;

- низкий уровень самоконтроля;

- неразвитость коммуникативных навыков.

Факторы патологического агрессивного поведения у детей являются:

1. Дисгармоничное воспитание.

2. Безнадзорность.

3. Пример агрессивного поведения в ближайшем окружении ребенка / подростка.

4. Травматический опыт насилия (морального, физического, сексуального) в семье или вне семьи.

5. Стресс и фрустрация базовых потребностей ребенка/подростка.

6. Социальная не успешность ребенка, его непопулярность среди сверстников.

7. Врожденные физические аномалии.

8. Органические заболевания и иные поражения головного мозга.

9. Эмоциональное расстройство.

10. Поведенческое расстройство детского и подросткового возраста Хочу такой сайт

 

Очень важен системный подход  профилактики девиантного поведения детей, и он должен включать  включает в себя  меры:

- Создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);

- Создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношения детей со своим ближним окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы; мастер – классы, тренинг с воспитателями ДОУ на обучение педагогов специальным техникам общения с родителями, дети которых с девиантным поведением,  для выстраивания сотрудничества с ними.

 

- Создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми; анкетирование родителей, для выявления детей с девиантным поведением и предупреждение в дальнейшем такого поведения.

 

- Организацию детского досуга (учреждения дополнительного образования);

 Профилактика девиатций через включение ребенка в деятельность ДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка.

Цели профилактики девиантных форм поведения у детей:

 - Формирование у дошкольников нравственных норм и правил через научение их изменять свою социальную роль.

- Обучение детей организации совместной игровой и учебной деятельности.

- Создание среды  для позитивных межличностных коммуникаций со сверстниками и взрослыми.

- Научение родителей умениям вести наблюдение за поведением  своего ребенка, ведя дневник, осуществлять контроль за его деятельностью, давая положительную оценку, подкрепляя хотя бы малые усилия ребенка выполнить задание, вовремя помочь, поддержать без криков, без одергивания.

- Помочь создание в семье атмосферы принятия своего ребенка таким, какой он есть;

- Методическая помощь в преодолении воспитательных трудностей (тренинги, игры).

- Нахождение альтернативных способов поведения досуга.

 

Для профилактики девиантных форм поведения для старших дошкольников используются игры для того, чтобы:

- управлять поведением и эмоциональными проявлениями;

- выражать эмоциональное состояние вербально, мимикой, движениями;

- контролировать желания;

- понимать эмоциональное состояние других людей;

- действовать согласованно по сигналам, договариваться друг с другом.

Цель таких игр - это развить произвольность, снизить возбудимость, развить мышление и речь, восприятие, наблюдательность, память, фантазию, выразительность движений, коммуникабельные способности, выработать способность к  самоконтролю, снизить гиперактивность. (6)

Очень хорошо себя зарекомендовала арт – терапия с детьми, как форма профилактики  и коррекции девиантного поведения детей через разные техники (песок, краски, сказки, пластилинография и т.д.). Именно через творческую деятельность можно добиться  коррекционного эффекта в работе с детьми. Хотя дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Цель такой работы: не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции,  раздражительность, агрессию и т.д., Важен не результат, а сам процесс!

Также в профилактике девиантного поведения у детей профилактирует психогимнастика, направленная на расслабление мышц лица, рук, снятия напряжения с элементами правильного дыхания.

 

Подводя итог, можно сказать, что несмотря на очевидные различия в поведении детей, в основе почти всех межличностных проблем лежат сходные психологические проблемы. Суть этих проблем можно определить как фиксацию ребенка на оценке себя, или гипертрофированную самооценку. Главной причиной конфликтов ребенка с собой и с другими является доминанта собственной ценности и связанная с ней сосредоточенность на том, «что я значу для других». И  я как специалист, и мои коллеги над этим и должны работать!

Соглашусь со словами  Х.Хекхаузена (1986), культура задает норму, определяет тип и частоту агрессивных форм поведения. Любая культура декларирует и санкционирует свои специфические нормы и  критерии, предопределяя,  тем самым, что следует разрешать, что запрещать и что поощрять. Но человек уйти от своей биологической природы не может, поскольку наделен огромной и устойчивой силой агрессии.  

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 31.10.2023

Дата обновления: 31.10.2023

Дата публикации: 30.10.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».