Психологическая готовность к школе

14.08.2019

 

Под педагогической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Актуальный уровень развития ребенка должен быть таким, что бы программа обучения попала в «зону ближайшего развития» ребенка, т.е. это то, чего ребенок может достичь в сотрудничестве с взрослым.

ПАРАМЕТРЫ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ГОТОВНОСТИ  К  ШКОЛЕ

                                               (по Д.В. Эльконину)

  1. умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
  2. умение ориентироваться на заданную систему требований;
  3. умение внимательно слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  4. умение самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Фактически это параметры развития ПРОИЗВОЛЬНОСТИ, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в 1 классе.

Салмина Н.Г. (98г.) кроме произвольности выделяет уровень сформированности семиотической функции и личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), степень развития семиотической функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка.

По другим подходам к определению психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка:

-         отношение Р – Взр

-         отношение Р – Р

-         отношение Р к самому себе.

при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент  делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это то же немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. ребенок должен уметь:

-         выделять существенное в явлениях окружающей действительности;

-         сравнивать их;

-         видеть сходное и различное;

-         рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

 Хочу такой сайт

 

АСПЕКТЫ  ШКОЛЬНОЙ  ЗРЕЛОСТИ

 

  1. Интеллектуальный
  2. эмоциональный
  3. социальный

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ  зрелость – дифференцированное восприятие, включающее:

  1. выделение фигур из фона
  2. концентрацию внимания
  3. аналитическое мышление (восстанавливать связи между явлениями)
  4. возможность логического запоминания
  5. умение воспроизводить образец
  6. развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации

«Интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга».

 

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ  зрелость – уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

 

СОЦИАЛЬНАЯ  зрелость – потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Учебная мотивация как доминирующая, определяющая новый для ребенка тип ведущей деятельности  - учебной, возникает когда отживает предыдущий тип ведущей деятельности – игра, внутри которого преимущественно формировалась психика ребенка. К концу дошкольного периода игра исчерпывает свои возможности по образованию «зон ближайшего развития», при условии, что ребенок прошел все ступени развития детской игры от манипулятивной игры до игры по правилам.

В 6 – 7 лет  игры с правилами становятся предпочитаемыми, а выполнение действия по правилу, становится основным содержанием игры. Таким образом, подготавливается почва для смены ведущего типа мотивации с игровой на учебную, стимулирующая ребенка в роли ученика к постоянному выполнению действий по разнообразным правилам.

            Если ребенок не прошел все стадии развития игры, то с большей долей вероятности можно сказать, что к моменту  поступления в школу в его психическом развитии наблюдается кризис 7 лет, знаменующийся  появлением учебной мотивации и, как следствие, психологической готовностью к школе.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 30.03.2021

Дата публикации: 14.08.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».