Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?
23.09.2025
Как
помочь ребенку адаптироваться в детском саду?
- Вы должны быть уверены в том, что
посещение дошкольного учреждения вашим ребенком необходимо в данный момент.
Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности «садовского»
воспитателя. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
- Расскажите малышу,
что такое детский сад и зачем туда ходят дети. Главное, постараться
простыми словами создать положительный образ садика (например, в детский сад
приходят такие же как и ты дети, они там вместе играют, учатся, кушают, в
детском саду много игрушек и добрые воспитатели, которые заботятся о детях).
- Подробно расскажите малышу о распорядке дня в
дошкольном учреждении что, как и в какой последовательности он будет делать.
Чем подробнее будет ваш рассказ, тем чаще вы его будете повторять, тем
спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок.
- Поиграйте дома с малышом в «детский сад»,
обыгрывайте разные ситуации: когда все мышки и куклы плачут в саду и хотят к
маме, потому что еще очень маленькие и им страшно, и наоборот, когда бегут в группу с удовольствием, ведь родители
вечером обязательно придут, а в группе с
воспитателем они в безопасности и там интересно, весело, хорошо. Наблюдайте за
реакцией, в игре соблюдайте режим дня детского сада.
- Подключите к процессу адаптации все «домашних»
бабушек, дедушек, близких знакомых и т.д. Пусть все в присутствие ребенка
нахваливают сад, просят рассказать, что малышу в саду нравится больше всего и
как они гордятся, тем, что его приняли в детский сад.
- Поговорите с ребенком о возможных трудностях,
объясните к кому он может обратиться за помощью, как он может это сделать, но
при этом не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому
требованию. Объясните, что в группе
много детей и иногда придется подождать своей очереди.
- В присутствии ребенка не показывать, что вы нервничайте и переживаете по поводу
того, что ребенок идет в детский сад. Не позволяйте себе также критики в адрес
детского сада в присутствии ребенка, поскольку все это будет тут же негативно
воспринято самим ребенком, что вызовет в нем страх, неуверенность и нежелание
идти в это место.
Как лучше прощаться.
- Чтоб не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком,
соберитесь на 5-10 минут раньше (больше
не надо, чтобы не превращать прощание в самостоятельное события дня).
- Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете
(только очень просто, например: «Я иду в парикмахерскую стричь волосы», или «Я
иду на работу печатать на компьютере», или «Я иду к тете Лене пить чай»). Не бойтесь,
что ребенок не поймет слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то
место, куда идет мама, достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать,-
полезнее и приятнее.
- Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Для
этого не нужно говорить время по часам (это маленькому ребенку может быть не
совсем и понятно). Можно сказать: «Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь,
поспишь». Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он и
определяет время.
- Расскажите сыну или дочке, с кем он остается и
главное, что будет делать: «Ты будешь с
воспитателем и другими детьми. Вы покушаете, потом погуляете, потом поиграете, и потом будете меня вместе встречать».
- Не сулите ребенку «призов» за то, что он вас
отпускает, но если он попросит ему что –
то принесете, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу
скажите ему об этом: « Нет, живого цыпленка я не смогу тебе принести…» Даже
если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую – нибудь
маленькую приятную вещицу (печенье,
конфетку, яблоко, тетрадку), чтобы он чувствовал, что где –то
далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече. Победить «сцены»
при прощание помогут «ритуалы». «Ритуал»- это порядок действий, который
Взрослые
повторяют раз за разом. Например, уходя, мама всегда:
- на три минутки берет малыша на руки;
- целует и говорит, куда уходит и когда придет;
- просит принести сумку (ключи, платочек и т.д.);
- говорит «спасибо» и «пока – пока»;
- если ребенок плачет – говорит, что ей очень жалко,
что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
- передает ребенка тому взрослому, с которым он
остается;
- уходит;
Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬ
взрослым:
Ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и
когда вернется.
Это доверие и знание снижает тревогу малыша.
Как уменьшить нагрузку на организм и нервную
систему.
- На время прекратить походы в цирк, в театр, в
гости, в шумные компании, связанные с поздним возвращением домой, а также
принимать у себя слишком много друзей.
Малыш в этот период слишком перегружен впечатлениями, не следует еще
больше перегружать его нервную систему.
- исключите из рациона ребенка продукты возбуждающие
нервную систему, такие как: крепкий чай,
какао, шоколад.
- Намного сократить просмотр телевизионных передач,
мультиков. Если это возможно на время исключите ТВ, компьютер, телефоны, даже в
фоновом режиме.
- Перед сном играйте в «спокойные» игры.
- проконсультируйтесь с педиатром, неврологом,
возможно ребенку необходимо пройти курс витаминов, препаратов для баланса
нервной системы.
- Если ребенок часто болеет, посоветуйтесь с врачом возможно нужно
включить в комплексное лечение для иммунной системы детей.
- Ароматерапия. Дети – чувствительные и
впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого
предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительная.
Применение средств ароматерапии в детской комнате позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а
также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна. Применять средства ароматерапии следует
совсем в минимальных дозировках. Лучше
всего, если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки,
аромамедальены.
Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у
взрослых. И не напрасно. Известно, что изменения привычной социальной среды
сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания
с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые
переходят из достаточного замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Если трехлетний малыш,
готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания,
испытывает потребность в детском обществе, то ребенок младенческого и раннего
возраста менее приспособлен к отрыву от родных,
более слаб и раним. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к
детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В
этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех
психических процессов. Находясь на
пути становления, они в наибольшей
степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость
выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывают появление
стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребенок в семье подготовлен к
периоду в детском учреждение, зависит и течение адаптационного периода, который
может продолжаться иногда в течение полугода, и дальнейшее развитие малыша.
Изменение
образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального
состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная
напряженность, беспокойство или
заторможенность.
Ребенок много плачет, стремится к контакту со
взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится
сверстников. Таким образом, его
социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие
сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча
с родителями протекают подчас очень бурно, экзальтированно: ребенок не
отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами.
Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки
оставляют его безучастными, интерес к окружающему снижается. Падает уровень
речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с
трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что
ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования
чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым
болезням.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.09.2025
Дата обновления: 24.09.2025
Дата публикации: 23.09.2025