Предупреждения нарушений чтения и письма в ДОУ
11.12.2023
Профилактика
нарушений чтения и письма в ДОУ
Профилактическая работа
по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду выстраивается по
следующим направлениям:
1.Формирование
звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2.Развитие
фонематического слуха, фонематического анализа и
синтеза слов, фонематических представлений.
Игры на развитие фонематического слуха.
«Кто внимательный?», «Узнай звук», «Найди
ошибку», «Подскажи словечко».
Развитие слогового анализа и
синтеза.
Задания: «Придумай слово на
заданное количество слогов», «Добавь недостающий слог», «Замени слог»,
«Отстучать ритм с выделением ударного слога», «Хлопни столько раз, сколько
слогов в слове».
3.Расширение
словарного запаса, обогащение активного словаря.
4.Развитие
мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
Упражнения для развития мышления.
Выделение существенных признаков предметов
и явлений, включающих операции на умение обобщать. Игра «Четвёртый лишний».
Толкование пословиц и метафор и т. д.
Упражнения для стимуляции слухового
внимания.
«Угадай, кто кричит?»
«Угадай, на чем играют?»
«Угадай, что делают?» и т. д.
Упражнения на развитие устойчивости и
переключение внимания.
Задания типа «Что перепутал художник?»,
«Найди отличия».
Длительная сортировка и нанизывание бусинок.
Лабиринты (прослеживание взглядом линии от
начала до конца).
Развитие образной памяти и
зрительно-моторной координации
Развитие оперативной памяти. Игра
«Что изменилось
5.Формирование
связной речи: необходимо научить детей разным
видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению
рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по пред
ложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.
6.Совершенствование
пространственно-временных ориентировок
на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию,
автоматизации и воспроизведения
серий, включающих несколько
различных движений (тест Озерецкого "кулак — ребро — ладонь"),
пробы Хеда (определение схемы собственного тела), рядоговорение (времена года,
дни недели).
Вербализация пространственных
представлений выражается в использовании детьми в своей речи предлогов
«в», «на», «под», затем «из», «около», «за», «перед», «между», «над», «из-за»,
и др.; прилагательных «широкий», «узкий», «толстый», «тонкий» и т. п.
7.Развитие
мелкой моторики рук с использованием массажа и
самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы
с ножницами, пластилином и др.
8.Развитие
тактильных ощущений: посредством дермалексии
проводят профилактическую работу по
предупреждению дислексии
(необходимо узнать, какую букву
"написали" на спине, на руке, в
воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т.д.).
9.Формирование
оптико-пространственных представлений.
Раскраска, штриховка внутри контура, лото,
слайды для читающих детей (записать на слайд от 2 до 4слов и спроецировать на
экран в течение 1-2 сек.). Дети учатся быстро прочитывать и произносить слова в
нужном порядке.
10.Развитие
конструктивного праксиса путем моделирования букв
из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.
11.
Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными
понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук), составление схем
и т.д.
12.Развитие
сукцессивных способностей (последовательность действий и планирование).
Нужно
отметить, что нарушения чтения и письма обусловлены совокупностью дисфункций,
которые проявляются у дошкольников в недостаточной форсированности устной речи,
ручной умелости, схемы тела и чувства ритма.
Дети
с нарушениями письма и чтения затрудняются в анализе и воспроизведении точной
пространственной и временной последовательности. Например, им трудно запомнить
и воспроизвести порядок следования месяцев, дней недели, трудно запомнить и
повторить серию движений, ритмический рисунок. Существует связь между ошибками
в чтении и письме, трудностями в овладении математикой, физкультурными
упражнениями и недостатками временно-пространственной ориентации. У этих детей
также наблюдаются трудности деления текста на предложения, предложений на слова,
слов на слоги, слогов на звуки.
Поэтому для формирования полноценных навыков письма существенно
состояние таких неречевых функций, как: зрительно-пространственное различение,
кожно-осязательное (тактильное) пространственное различение, костно-мышечное
(кинестетическое) пространственное различение, временные представления.
С этой целью для устранения указанных дисфункций в занятия включаются
задания на развитие сукцессивных способностей через упражнения на
последовательность действий и планирование, рядоговорение, отстукивание ритмов
различными способами, совершенствование пространственно-временных
ориентировок, развитие мелкой и общей моторики.
Упражнения на последовательность действий
и планирование:
игры на выполнение многошаговых инструкций
(2, 3, 4, 5-шаговые словесные инструкции), например, игра «Найди клад» (в
которой найти «клад» можно только следуя последовательности действий, заданных
в инструкции. Каждый следующий «шаг» позволяет найти указание (картинку),
помогающее направить поиски в нужном направлении);
по памяти «Игрушки на полках», «Слова на
полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности);
«Телефон» (Ребёнку предлагается позвонить
какому-нибудь зверю или сказочному персонажу. Наборный диск телефона вместо
цифр (для детей, плохо знакомых с цифровыми обозначениями) имеет кружочки
разного цвета (или ряд геометрических фигурок и значков). Номер телефона
представляет собой ряд цветных кружков, расположенных в определённой
последовательности, соответствующей порядку набора цветовых «номеров». При
правильном наборе стрелка на диске телефона указывает на изображение
«абонента», расположенное в ряду других вокруг диска.)
«Живые цепочки» (у каждого на груди
цветной значок или буква, слог, слово). Преподаватель строит детей в определённой
последовательности. Порядок расположения картинок (и детей) изображён на
карточке. По команде цепочка рассыпается. Задачей ведущего (ребёнка) является
собрать «цепочку» в прежней последовательности. «Зарядка» - последовательность
движений от 3-х до 6-ти, физкультминутки;
отстукивание ритмов – игра «Телеграфист»
(можно выполнять хлопками, стуком карандаша, ножным перетопом).
рядоговорение (времена года, месяцы, дни
недели, части суток).
последовательность в стихах типа «Дом,
который построил Джек».
игра «Повтори и добавь»: 1-й участник игры
называет слово, 2-й повторяет его и добавляет своё; 3-й повторяет оба слова и
добавляет 3-е; 1-й повторяет все три в названном порядке и добавляет своё слово
и т. д. Сделавший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.
Решение всех этих задач помогает
сформировать базу для овладения школьными знаниями.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.12.2023
Дата обновления: 12.12.2023
Дата публикации: 11.12.2023