Предупреждения нарушений чтения и письма в ДОУ

11.12.2023

Профилактика нарушений чтения и письма в ДОУ

Профилактическая работа по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду выстраивается по следующим направлениям:

1.Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2.Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и
синтеза слов, фонематических представлений.

Игры на развитие фонематического слуха.

«Кто внимательный?», «Узнай звук», «Найди ошибку», «Подскажи словечко».

  Развитие слогового анализа и синтеза.

  Задания: «Придумай слово на заданное количество слогов», «Добавь недостающий слог», «Замени слог», «Отстучать ритм с выделением ударного слога», «Хлопни столько раз, сколько слогов в слове».

3.Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4.Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

Упражнения для развития мышления.

Выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать. Игра «Четвёртый лишний». Толкование пословиц и метафор и т. д.

Упражнения для стимуляции слухового внимания.

 «Угадай, кто кричит?»

«Угадай, на чем играют?»

«Угадай, что делают?» и т. д.

Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания.

Задания типа «Что перепутал художник?», «Найди отличия».

Длительная сортировка и нанизывание бусинок.

Лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца).

Развитие образной памяти и зрительно-моторной координации

Развитие оперативной памяти. Игра «Что изменилось

5.Формирование связной речи: необходимо научить детей разным
видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению
рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по пред
ложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.

6.Совершенствование пространственно-временных ориентировок
на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию,
автоматизации и воспроизведения  серий,  включающих несколько
различных движений (тест Озерецкого "кулак — ребро — ладонь"),
пробы Хеда (определение схемы собственного тела), рядоговорение (времена года, дни недели).

Вербализация пространственных представлений выражается  в использовании детьми в своей речи предлогов «в», «на», «под», затем «из», «около», «за», «перед», «между», «над», «из-за», и др.; прилагательных «широкий», «узкий», «толстый», «тонкий» и т. п.

7.Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и
самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы
с ножницами, пластилином и др.
Хочу такой сайт

8.Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии

проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии

(необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в
воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т.д.).

9.Формирование оптико-пространственных представлений. 

Раскраска, штриховка внутри контура, лото, слайды для читающих детей (записать на слайд от 2 до 4слов и спроецировать на экран в течение 1-2 сек.). Дети учатся быстро прочитывать и произносить слова в нужном порядке.

10.Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв
из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.

11. Подготовка  к  обучению грамоте:  знакомство с основными
понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук), составление схем
и т.д.

12.Развитие сукцессивных способностей (последовательность действий и планирование). 

    Нужно отметить, что нарушения чтения и письма обусловлены совокупностью дисфункций, которые проявляются у дошкольников в недостаточной форсированности устной речи, ручной умелости, схемы тела и чувства ритма.

    Дети с нарушениями письма и чтения затрудняются в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности. Например, им трудно запомнить и воспроизвести порядок следования месяцев, дней недели, трудно запомнить и повторить серию движений, ритмический рисунок. Существует связь между ошибками в чтении и письме, трудностями в овладении математикой, физкультурными упражнениями и недостатками временно-пространственной ориентации. У этих детей также наблюдаются трудности деления текста на предложения, предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки.

       Поэтому для формирования полноценных навыков письма существенно состояние таких неречевых функций, как: зрительно-пространственное различение, кожно-осязательное (тактильное) пространственное различение, костно-мышечное (кинестетическое) пространственное различение, временные представления.

      С этой целью для устранения указанных дисфункций в занятия включаются задания на развитие сукцессивных способностей через упражнения на последовательность действий и планирование, рядоговорение, отстукивание ритмов различными способами, совершенствование пространственно-временных ориентировок, развитие мелкой и общей моторики.

Упражнения на последовательность действий и планирование:

игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые словесные инструкции), например, игра «Найди клад» (в которой найти «клад» можно только следуя последовательности действий, заданных в инструкции. Каждый следующий «шаг» позволяет найти указание (картинку), помогающее направить поиски в нужном направлении);

по памяти «Игрушки на полках», «Слова на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности);

«Телефон» (Ребёнку предлагается позвонить какому-нибудь зверю или сказочному персонажу. Наборный диск телефона вместо цифр (для детей, плохо знакомых с цифровыми обозначениями) имеет кружочки разного цвета (или ряд геометрических фигурок и значков). Номер телефона представляет собой ряд цветных кружков, расположенных в определённой последовательности, соответствующей порядку набора цветовых «номеров». При правильном наборе стрелка на диске телефона указывает на изображение «абонента», расположенное в ряду других вокруг диска.)

«Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог, слово). Преподаватель строит детей в определённой последовательности. Порядок расположения картинок (и детей) изображён на карточке. По команде цепочка рассыпается. Задачей ведущего (ребёнка) является собрать «цепочку» в прежней последовательности. «Зарядка» - последовательность движений от 3-х до 6-ти, физкультминутки;

отстукивание ритмов – игра «Телеграфист» (можно выполнять хлопками, стуком карандаша, ножным перетопом).

рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, части суток).

последовательность в стихах типа «Дом, который построил Джек».

игра «Повтори и добавь»: 1-й участник игры называет слово, 2-й повторяет его и добавляет своё; 3-й повторяет оба слова и добавляет 3-е; 1-й повторяет все три в названном порядке и добавляет своё слово и т. д. Сделавший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним. 

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.

  

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.12.2023

Дата обновления: 12.12.2023

Дата публикации: 11.12.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».