Подборка игр для развития фонематического восприятия
14.12.2023
Подборка
игр для развития фонематического восприятия.
Развития
фонематического восприятия состоит из следующих этапов:
1 этап: узнавание неречевых звуков.
2 этап: различение высоты, силы и тембра голоса.
3 этап: различение слов близких по звуковому составу
4 этап: различение слогов
5 этап: различение звуков
6 этап: анализ звукового состава слова
1
этап. Узнавание неречевых звуков.
Игра «Угадай, что лежит в сундучке?»
Цель:
развивать
навыки слухового восприятия неречевых звуков.
Ход
игры: педагог предлагает послушать, определить по звучанию и
назвать предметы, находящихся в сундучке: колокольчик, ножницы, орехи, камешки,
фантик от конфет и пр.
Игра «Угадай, на каком музыкальном
инструменте я играю?»
Цель:
учить
узнавать музыкальные инструменты по звучанию, называть их. Развивать слуховое
восприятие.
Ход
игры: педагог за ширмой играет на музыкальных инструментах,
а дети угадывают их и называют.
Усложнение:
использовать
одновременно два музыкальных инструмента.
Игра «Чей голос?»
Цель:
формировать
умение узнавать голоса животных по звукоподражанию, называть их; развивать
фонематическое восприятие, анализ звуков.
Ход
игры: педагог бросает кубик с изображением животных,
воспроизводит звук голоса выпавшей картинки, ребенок называет это животное.
Усложнение:
слушать
голоса животных в аудиозаписи
Игра – упражнение «Повтори
музыкальный узор»
Цель:
учить воспроизводить ритмический рисунок по образцу при разнообразной подаче
звуков (хлопки в ладоши, по плечам, по коленям и пр.). Развивать фонематическое
восприятие, внимание, быстроту реакций, чувство ритма.
Ход
игры: взрослый медленно показывает короткую цепочку
различных хлопков (два коротких, или два длинных, или один в ладоши, второй ко
коленям и пр), а ребенок должен повторить.
Усложнение:
увеличить длину и скорость музыкального узора, использовать хлопки различной
сложности и чередования.
Игра – упражнение «Проиграй
музыкальный узор по схеме»
Цель:
формировать умение воспроизводить ритмический рисунок по схеме; развивать
мышление и фонематический слух, чувство ритма.
Ход
игры: педагог знакомит ребенка со схемой, где большой
символ – это длинный хлопок, а маленький символ – короткий. Ребёнок должен
отхлопать ритмический рисунок, согласно схеме.
Усложнение:
использовать различные по сложности схеме, использовать музыкальные
инструменты.
Игра «Волшебная палочка»
Цель:
Формировать умение различать звуки по их характерному звучанию.
Ход
игры: педагог стучит «волшебной палочкой» по разным
предметам (стакан с водой, лист бумаги, стол, глиняный кувшин и пр.). Ребёнок
запоминает звучание, затем угадывает звук без зрительной опоры.
Усложнение:
угадать последовательность предметов, которых коснулась палочка.
Игра - упражнение «Звуковой планшет»
Цель:
учить узнавать и различать неречевые звуки (транспорт, голоса птиц) с помощью
детского электронного планшета.
Ход
игры: используются различные детские игровые планшеты или
музыкальные книги со звуками. Педагог вместе с ребенком слушают звуки,
обсуждают кто или что звучит. Затем ребенок самостоятельно угадывает звучание.
Игра - упражнение «Звуки улицы»
Цель:
развивать звуковое восприятие, внимание, сосредоточенность.
Ход
игры: педагог предлагает послушать звуки, доносящиеся с
улицы и назвать их (пение птиц, жужжание пчелы, мотор автомобиля, гул самолета,
лай собаки и пр.).
Игра «Волшебная палочка»
Цель:
Формировать умение различать звуки по их характерному звучанию.
Ход
игры: педагог стучит «волшебной палочкой» по разным
предметам (стакан с водой, лист бумаги, стол, глиняный кувшин и пр.). Ребёнок
запоминает звучание, затем угадывает звук без зрительной опоры.
Усложнение:
угадать последовательность предметов, которых коснулась палочка.
Игра - упражнение «Звуковой планшет»
Цель:
учить узнавать и различать неречевые звуки (транспорт, голоса птиц) с помощью
детского электронного планшета.
Ход
игры: используются различные детские игровые планшеты или
музыкальные книги со звуками. Педагог вместе с ребенком слушают звуки,
обсуждают кто или что звучит. Затем ребенок самостоятельно угадывает звучание.
Игра - упражнение «Звуки улицы»
Цель:
развивать звуковое восприятие, внимание, сосредоточенность.
Ход
игры: педагог предлагает послушать звуки, доносящиеся с
улицы и назвать их (пение птиц, жужжание пчелы, мотор автомобиля, гул самолета,
лай собаки и пр.).
Игра «Найди пару».
Цель:
Учить
на слух находить капсулы с одинаковым звучанием и составлять из них пары;
развивать слуховое восприятие, внимание.
Ход
игры: педагог предварительно насыпает различные крупы в
капсулы или непрозрачные баночки. Слушает вместе с ребёнком, как звучит каждая
капсула при встряхивании, рассматривают её содержимое. Затем ребёнок пробуют по
образцу найти созвучную капсулу, далее самостоятельно находит одинаково
звучащую пару.
Усложнение:
выстроить ряд из капсул по звуковому образцу.
Игра – упражнение «Что упало?»
Цель:
учить узнавать звук падающих предметов, развивать звуковое восприятие,
внимание, сосредоточенность.
Ход
игры: педагог показывает ребёнку несколько предметов (мяч,
комок бумаги, карандаш, книгу,
бубенчик, резиновую игрушку и пр.), роняет их на стол и ребенок слушает звук
падающего предмета. Затем он отворачивается и угадывает на слух, что упало.
Усложнение:
угадать два одновременно упавших предмета.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.12.2023
Дата обновления: 14.12.2023
Дата публикации: 14.12.2023