Подборка игр для развития фонематического восприятия

14.12.2023

Подборка игр для развития фонематического восприятия.

 

 Развития фонематического восприятия состоит из следующих этапов:

1 этап: узнавание неречевых звуков.

2 этап: различение высоты, силы и тембра голоса.

3 этап: различение слов близких по звуковому составу

4 этап: различение слогов

5 этап: различение звуков

6 этап: анализ звукового состава слова

 

1 этап. Узнавание неречевых звуков.

Игра «Угадай, что лежит в сундучке?»

Цель: развивать навыки слухового восприятия неречевых звуков.

Ход игры: педагог предлагает послушать, определить по звучанию и назвать предметы, находящихся в сундучке: колокольчик, ножницы, орехи, камешки, фантик от конфет и пр.

Игра «Угадай, на каком музыкальном инструменте я играю?»

Цель: учить узнавать музыкальные инструменты по звучанию, называть их. Развивать слуховое восприятие.

Ход игры: педагог за ширмой играет на музыкальных инструментах, а дети угадывают их и называют.

Усложнение: использовать одновременно два музыкальных инструмента.

Игра «Чей голос?»

Цель: формировать умение узнавать голоса животных по звукоподражанию, называть их; развивать фонематическое восприятие, анализ звуков.

Ход игры: педагог бросает кубик с изображением животных, воспроизводит звук голоса выпавшей картинки, ребенок называет это животное.

Усложнение: слушать голоса животных в аудиозаписи

Игра – упражнение «Повтори музыкальный узор»

Цель: учить воспроизводить ритмический рисунок по образцу при разнообразной подаче звуков (хлопки в ладоши, по плечам, по коленям и пр.). Развивать фонематическое восприятие, внимание, быстроту реакций, чувство ритма.

Ход игры: взрослый медленно показывает короткую цепочку различных хлопков (два коротких, или два длинных, или один в ладоши, второй ко коленям и пр), а ребенок должен повторить.

Усложнение: увеличить длину и скорость музыкального узора, использовать хлопки различной сложности и чередования.

Игра – упражнение «Проиграй музыкальный узор по схеме»

Цель: формировать умение воспроизводить ритмический рисунок по схеме; развивать мышление и фонематический слух, чувство ритма.

Ход игры: педагог знакомит ребенка со схемой, где большой символ – это длинный хлопок, а маленький символ – короткий. Ребёнок должен отхлопать ритмический рисунок, согласно схеме.

Усложнение: использовать различные по сложности схеме, использовать музыкальные инструменты.

Игра «Волшебная палочка»

Цель: Формировать умение различать звуки по их характерному звучанию.

Ход игры: педагог стучит «волшебной палочкой» по разным предметам (стакан с водой, лист бумаги, стол, глиняный кувшин и пр.). Ребёнок запоминает звучание, затем угадывает звук без зрительной опоры.Хочу такой сайт

Усложнение: угадать последовательность предметов, которых коснулась палочка.

Игра - упражнение «Звуковой планшет»

Цель: учить узнавать и различать неречевые звуки (транспорт, голоса птиц) с помощью детского электронного планшета.

Ход игры: используются различные детские игровые планшеты или музыкальные книги со звуками. Педагог вместе с ребенком слушают звуки, обсуждают кто или что звучит. Затем ребенок самостоятельно угадывает звучание.

Игра - упражнение «Звуки улицы»

Цель: развивать звуковое восприятие, внимание, сосредоточенность.

Ход игры: педагог предлагает послушать звуки, доносящиеся с улицы и назвать их (пение птиц, жужжание пчелы, мотор автомобиля, гул самолета, лай собаки и пр.).

Игра «Волшебная палочка»

Цель: Формировать умение различать звуки по их характерному звучанию.

Ход игры: педагог стучит «волшебной палочкой» по разным предметам (стакан с водой, лист бумаги, стол, глиняный кувшин и пр.). Ребёнок запоминает звучание, затем угадывает звук без зрительной опоры.

Усложнение: угадать последовательность предметов, которых коснулась палочка.

Игра - упражнение «Звуковой планшет»

Цель: учить узнавать и различать неречевые звуки (транспорт, голоса птиц) с помощью детского электронного планшета.

Ход игры: используются различные детские игровые планшеты или музыкальные книги со звуками. Педагог вместе с ребенком слушают звуки, обсуждают кто или что звучит. Затем ребенок самостоятельно угадывает звучание.

Игра - упражнение «Звуки улицы»

Цель: развивать звуковое восприятие, внимание, сосредоточенность.

Ход игры: педагог предлагает послушать звуки, доносящиеся с улицы и назвать их (пение птиц, жужжание пчелы, мотор автомобиля, гул самолета, лай собаки и пр.).

Игра «Найди пару».

Цель: Учить на слух находить капсулы с одинаковым звучанием и составлять из них пары; развивать слуховое восприятие, внимание.

Ход игры: педагог предварительно насыпает различные крупы в капсулы или непрозрачные баночки. Слушает вместе с ребёнком, как звучит каждая капсула при встряхивании, рассматривают её содержимое. Затем ребёнок пробуют по образцу найти созвучную капсулу, далее самостоятельно находит одинаково звучащую пару.

Усложнение: выстроить ряд из капсул по звуковому образцу.

 Игра – упражнение «Что упало?»

Цель: учить узнавать звук падающих предметов, развивать звуковое восприятие, внимание, сосредоточенность.

Ход игры: педагог показывает ребёнку несколько предметов (мяч, комок бумаги, карандаш, книгу, бубенчик, резиновую игрушку и пр.), роняет их на стол и ребенок слушает звук падающего предмета. Затем он отворачивается и угадывает на слух, что упало.

Усложнение: угадать два одновременно упавших предмета.

         

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.12.2023

Дата обновления: 14.12.2023

Дата публикации: 14.12.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».