Подборка игр для развития фонематического восприятия (Этап различение высоты, силы, и тембра голоса)
17.02.2024
Подборка
игр для развития фонематического восприятия.
Этап различение высоты, силы, и тембра голос
1.
Игра- упражнение «Эхо»
Цель: упражнять в
точности звукового восприятия; развивать умение чётко повторить услышанный звук
или сочетание гласных звуков, изменив его акустические свойства.
Ход
игры: педагог
громко произносит любой гласный звук, а ребёнок – «эхо», тихо его повторяет
2.
Игра «Гном и Великан»
Цель: формировать умение
произносить слова с различными акустическими свойствами, изменяя их громкость,
высоту, длительность. Развивать тембр голоса, дикцию, фонематическое
восприятие.
Ход
игры: перед
ребенком лежат картинки Гнома и Великана. Педагог говорит, что у Гномика всё
маленькое, и носик, и ручки, и глазки, и голосок у него тихий, высокий и
быстрый. А у Великана всё большое, и носище, и ручища, и глазища, и голос у
него низкий, грубый и громкий. Затем педагог показывает предметы или картинки,
и называет их голосом Гномика или Великана. Ребёнок должен положить предмет
перед соответствующим персонажем.
Усложнение: ребенок сам
называет предметы голосом Гномика или Великана.
3.
Игра «Кто позвал «Ау»?»
Цель: учить
узнавать детей друг друга по голосу, совершенствовать звуковое восприятие, четко
артикулировать изолированный звук У
Ход
игры: дети
стоят спиной в круг, внутри круга ходит педагог и затрагивает за плечо
кого-нибудь из ребят. Кого задели, нужно громко сказать «Ау». Остальные должны
угадать, чей это голос.
4.
Игра «Громко – тихо»
Цель: учить
распознавать звучание музыкальных инструментов по акустическим свойствам:
громко – тихо. Продолжать развивать слуховое восприятие.
Ход
игры: педагог
играет на музыкальных инструментах (колокольчик, трещётки, ложки, металлофон,
ксилофон, губная гармошка) с разной громкостью. Ребёнок говорит громко или тихо
звучит инструмент.
Усложнение: предложить
детям поиграть в парах
5.
Игра – упражнение «Звучащее солнышко»
Цель: учить
различать звучание гласных звуков по долготе и отражать это схематично.
Ход
игры: педагог
произносит гласные звуки коротко (У) или протяжно (У-У-У). Если звук короткий,
ребёнок маркером пририсовывает солнышку короткий лучик, если звук долгий, то
ребёнок рисует длинный лучик.
6.
Игра - упражнение «Скажи по-разному»
Цель: учить произносить
звуки и слова, изменяя их характер, тембр и эмоциональный окрас; развивать
фонематическое восприятие.
Ход
игры: педагог
объясняет, что один и тот же звук может звучать по-разному, показывает это, а
потом ребёнок самостоятельно выполняет упражнение.
А
– плачет
малыш
А
– показывают
горло врачу
А
– мама
качает малыша
А
– девочка
укололась иголкой
О
– стонет
бабушка
О
– поёт
певица
О
– потягивается
папа
О
– кричит
охотник в лесу
У
– гудит
пароход
У
– звучит
дудочка
У
– плачет
мальчик
Усложнение: изменять
небольшое слово по высоте и силе
МЯУ
– голодный
кот просит есть
МЯУ
– кот
просится домой
МЯУ
– маленький
котенок
МЯУ
– старый
кот
МЯУ
– мама
кошка ищет котят
Аналогично:
ИГОГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ
7.
Игра «Найди Мишку»
Цель: учить
различать неречевой звук по акустическому признаку (громкость), анализировать и
правильно принимать решение; совершенствовать фонематическое восприятие.
Ход
игры: ребёнок
должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала, например
бубна или колокольчика. Чем громче звучит бубен, тем ближе ребёнок к спрятанной
игрушке.
8.
Игра упражнение «Посчитай»
Цель: учить
воспринимать и анализировать неречевые звуки по количеству звучаний, закрепить
количественный счёт.
Ход
игры: педагог
отстукивает карандашом или молоточком по столу несколько ударов и просит
ребёнка сосчитать их.
Усложнение: убрать
зрительный анализатор и выполнить упражнение с закрытыми глазами.
9.
Игра «Раз, два, три – покажи!»
Цель: развивать
фонематическое восприятие, чувство ритма, внимание, быстрый анализ ситуации.
Ход
игры: Дети
идут по кругу, на 1 хлопок педагога они принимают позу аиста, на 2 хлопка –
позу лягушки, на 3 хлопка возобновляют ходьбу.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.02.2024
Дата обновления: 17.02.2024
Дата публикации: 17.02.2024