Подборка игр для развития фонематического восприятия (Этап различение высоты, силы, и тембра голоса)

17.02.2024

Подборка игр для развития фонематического восприятия.

 

Этап различение высоты, силы, и тембра голос


1.    Игра- упражнение «Эхо»

Цель: упражнять в точности звукового восприятия; развивать умение чётко повторить услышанный звук или сочетание гласных звуков, изменив его акустические свойства.

Ход игры: педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок – «эхо», тихо его повторяет


2.    Игра «Гном и Великан»

Цель: формировать умение произносить слова с различными акустическими свойствами, изменяя их громкость, высоту, длительность. Развивать тембр голоса, дикцию, фонематическое восприятие.

Ход игры: перед ребенком лежат картинки Гнома и Великана. Педагог говорит, что у Гномика всё маленькое, и носик, и ручки, и глазки, и голосок у него тихий, высокий и быстрый. А у Великана всё большое, и носище, и ручища, и глазища, и голос у него низкий, грубый и громкий. Затем педагог показывает предметы или картинки, и называет их голосом Гномика или Великана. Ребёнок должен положить предмет перед соответствующим персонажем.

Усложнение: ребенок сам называет предметы голосом Гномика или Великана.


3.    Игра «Кто позвал «Ау»?»

Цель: учить узнавать детей друг друга по голосу, совершенствовать звуковое восприятие, четко артикулировать изолированный звук У

Ход игры: дети стоят спиной в круг, внутри круга ходит педагог и затрагивает за плечо кого-нибудь из ребят. Кого задели, нужно громко сказать «Ау». Остальные должны угадать, чей это голос.


4.    Игра «Громко – тихо»

Цель: учить распознавать звучание музыкальных инструментов по акустическим свойствам: громко – тихо. Продолжать развивать слуховое восприятие.

Ход игры: педагог играет на музыкальных инструментах (колокольчик, трещётки, ложки, металлофон, ксилофон, губная гармошка) с разной громкостью. Ребёнок говорит громко или тихо звучит инструмент.

Усложнение: предложить детям поиграть в парах


5.    Игра – упражнение «Звучащее солнышко»

Цель: учить различать звучание гласных звуков по долготе и отражать это схематично.

Ход игры: педагог произносит гласные звуки коротко (У) или протяжно (У-У-У). Если звук короткий, ребёнок маркером пририсовывает солнышку короткий лучик, если звук долгий, то ребёнок рисует длинный лучик.


6.    Игра - упражнение «Скажи по-разному»

Цель: учить произносить звуки и слова, изменяя их характер, тембр и эмоциональный окрас; развивать фонематическое восприятие.

Ход игры: педагог объясняет, что один и тот же звук может звучать по-разному, показывает это, а потом ребёнок самостоятельно выполняет упражнение.

А – плачет малыш

А – показывают горло врачу

А – мама качает малыша

А – девочка укололась иголкой

О – удивляется мамаХочу такой сайт

О – стонет бабушка

О – поёт певица

О – потягивается папа

О – кричит охотник в лесу

У – гудит пароход

У – звучит дудочка

У – плачет мальчик

Усложнение: изменять небольшое слово по высоте и силе

МЯУ – голодный кот просит есть

МЯУ – кот просится домой

МЯУ – маленький котенок

МЯУ – старый кот

МЯУ – мама кошка ищет котят

Аналогично: ИГОГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ


7.    Игра «Найди Мишку»

Цель: учить различать неречевой звук по акустическому признаку (громкость), анализировать и правильно принимать решение; совершенствовать фонематическое восприятие.

Ход игры: ребёнок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала, например бубна или колокольчика. Чем громче звучит бубен, тем ближе ребёнок к спрятанной игрушке.


8.    Игра упражнение «Посчитай»

Цель: учить воспринимать и анализировать неречевые звуки по количеству звучаний, закрепить количественный счёт.

Ход игры: педагог отстукивает карандашом или молоточком по столу несколько ударов и просит ребёнка сосчитать их.

Усложнение: убрать зрительный анализатор и выполнить упражнение с закрытыми глазами.


9.    Игра «Раз, два, три – покажи!»

Цель: развивать фонематическое восприятие, чувство ритма, внимание, быстрый анализ ситуации.

Ход игры: Дети идут по кругу, на 1 хлопок педагога они принимают позу аиста, на 2 хлопка – позу лягушки, на 3 хлопка возобновляют ходьбу.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 17.02.2024

Дата обновления: 17.02.2024

Дата публикации: 17.02.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».