Подборка игр для развития фонематического восприятия. (Этап различение слов, близких по звуковому составу).

19.03.2024

Подборка игр для развития фонематического восприятия.

 

Этап различение слов, близких по звуковому составу.

 

1.     Игра «Договорилки»

Цель: развивать фонематическое восприятие; формировать умение выделять из нескольких слов одно, сходное по звучанию с заданным.

Ход игры: педагог читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребёнок должен выбрать одно слово из предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

 

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные…(перина, подушка, рубашка)

 

Ой, ребята, верь, не верь –

От меня сбежала… (кошка, дверь, стенка)

 

От грязнули даже стол

Поздним вечером…(сбежал, ушёл, ускакал)

 

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то…(спички, щётку, ножик)

 

Говорила мышка мышке:

 - До чего люблю я (сыр, мясо, книжки)

 

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш…(ручку, тетрадь, книгу)

2.     Игра «Рифмы»

Цель: развивать фонематическое восприятие; учить подбирать созвучное слово, чтобы получилась рифма; развивать дикцию, чёткость речи, память, сообразительность.

Ход игры: педагог читает двустишия и просит ребенка подобрать слово в рифму:

- Пишет маме письмо дочка,

В конце рассказа стоит-…(точка).

- Портной выбрал красный шёлк,

Значит, знает в моде…(толк).

- На берегу лежала гайка,

Рыбёшку утащила -…(чайка).

- Дымится в миске кашка,

С чаем стоит -…(чашка).

- Очень громко плачет мальчик-

Он поранил стеклом…(пальчик).

- В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский …(жук).

- Было мишке мёду мало,

Пчёлка показала …(жало).

- В малиннике медведь бурчал,

Рядом с ним ручей…(журчал).

- Ребятня каникул ждёт-

Лето красное …(идёт).

- В группе самый старший – Веня,

У него дружок есть -…(Женя).

3.Игра «Слово - шпион»

Цель: развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление; учить выделять из нескольких слов то, которое не похоже на остальные по звучанию

Ход игры: педагог произносит по 4 слова, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Канава – канава – какао – канава

Ком – ком – кот – ком

Утёнок – котёнок – котёнок – котёнокХочу такой сайт

Будка – буква – будка – будка

Винт – винт – бинт – винт

Минута – монета – минута – минута

Буфет – букет – буфет – буфет

Билет – балет – балет – балет

Дудка – будка – будка – будка

Усложнение: из 4 созвучных слов ребёнок должен выбрать слово, которое отличается от всех по звуковому составу.

Мак – бак – так – банан

Сом – ком – индюк – дом

Лимон – вагон – кот – бутон

Мак – бак – веник – рак

Совок – гном – венок – каток

Пятка – ватка – лимон – кадка

Ветка – диван – клетка – сетка

Каток – дом – моток – поток

4 .Игра «Потеряшка»

Цель: развивать фонематический слух; учить слышать и выделять тот звук, который изменяет слово; активизировать внимание.

Ход игры: педагог произносит пару слов, ребёнок определяет, чем отличаются слова и «находит» тот звук, который изменился.

Кит – кот, жук – сук, мак – бак, бок – бык, ком – дом, дом – дым, дом – сом, бак – так, лак – мак, утка – дудка, ватка – ветка, плётка – плёнка.

5.     Игра «Гонки»

Цель: развивать быстроту цветового восприятия, внимание, умение выделять нужное слово из потока созвучных слов.

Ход игры: педагог предлагает устроить гонки. Дети встают в шеренгу, по команде начинают движение вперед. Услышав слово «стоп», все должны замереть. Слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, сой, стоп. Побеждает самый внимательный.

6.     Игра «Два кружка»

Цель: развивать фонематическое восприятие, концентрацию внимания. Учить выделять правильно произнесенное слово среди похожих по звучанию.

Ход игры: педагог даёт ребёнку два кружка разных цветов. Один кружок, это «да», другой – «нет». Затем он показывает ребёнку картинку и чётко произносит 6 созвучных слов с различным звукосочетанием. Ребёнок на каждое слово должет поднять кружок «да» или «нет».

Баман                 Клетта                Мальма

Паман                 Кьетка                Пальма

Банан                 Кветка                Вальма

Ваван                  Клетка                Льмальма

Банам                 Тлетка                Памальма

Даван                  Къекта                Дальма

 

Берблюд             Марашка           Корона

Перблюд             Ромашка            Конора

Пьерблюд           Шамашка          Корова

Верблюд             Рошамка            Вонора

Верплют             Шарашка           Ронова

Дерблют             Макашка           Ворона

 

7.     Игра «Я скажу, ты повтори»

Цель: развивать слуховое восприятие, память; формировать умение запоминать и воспроизводить цепочку из 2-3 слов, схожих по звучанию.

Ход игры: педагог произносит цепочку слов, ребенок должен её повторить

Мак – бак – так           Моток – каток - поток

Ток – тук – так            Батон – бутон - бетон

Бык – бак – бок           Будка – дудка - утка

Дам – дом – дым         Нитка – ватка - ветка

Ком – дом – гном                 Клетка – плёнка – плётка

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.03.2024

Дата обновления: 19.03.2024

Дата публикации: 19.03.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».