Кого готовить к школе: родителей или детей?

24.07.2019

Сегодня ваш ребёнок ещё дошкольник, но наверняка в доме уже ведутся разговоры о том, что очень скоро он станет первоклассником. А это совсем иной социальный статус, предусматривающий новые обязанности и права.

Чтобы готовиться к школе с удовольствием, нужно:

  1. определить индивидуальные особенности ребёнка и выбрать соответствующую программу обучения в начальной школе;
  2. соизмерить свои "школьные ожидания" с реальными возможностями будущего первоклассника;
  3. научить ребёнка быть внимательным и сообразительным и помочь ему сделать шаг от любознательности к прочным знаниям.

Для начала подумайте, чего вы ждёте от обучения ребёнка в школе?

Запишите подряд 8-10 пунктов, определяющих ваше отношение к проблеме, затем определите приоритетность этих критериев.

Возможно у вас на первом месте окажется получение аттестата престижной гимназии или комфортное пребывание ребёнка в школе, а может быть углублённое изучение какого-либо предмета.

Проанализировав таким образом свои ожидания от школы, вам будет легче  остановить свой выбор на одной из них. Каким бы он ни был, это ваш выбор, и он определит на долгие 11 лет жизнь вашего сына или дочери.

Хуже, если при составлении данного списка вы не можете четко определить главную цель обучения ребенка. Тогда вы, скорее всего, будете бросаться из крайности в крайность, искать то, о чем не имеете четкого представления, то есть «хорошего образования».

Результатом же могут стать метания между разными школами, педагогами и учебными программами, что вряд ли приблизит вас и вашего ребенка к счастливому будущему.

 

Чтобы принять правильное решение при выборе ОУ для своего ребёнка, необходимо учитывать возможности (могу), интересы (хочу) и потребности (нуждаюсь) ребёнка.




Казалось бы, все главные вопросы решены: выбрана достойная школа, подходящая для ребёнка обучающая программа, определена главная линия подготовки - развитие вместо натаскивания. Но возникает ещё один, не менее важный вопрос: кто же будет заниматься с ребёнком? Кто будет отвечать за качество его подготовки к школе?

Существует несколько вариантов решения этой проблемы:

  • доверить это ответственное дела специалисту (логопеду, педагогу, психологу);
  • записать ребёнка на подготовительные курсы в выбранную школу;
  • самостоятельно заниматься подготовкой к школе.

 

Какую бы форму подготовки к школе вы ни выбрали, главное, чтобы она была эффективной, а для этого необходимо соблюдать ряд условий. 

 

  • Нагрузка, которая ляжет на дошкольника, должна быть адекватной его возрасту и возможностям.

Сначала ребёнок с удовольствием посещает такие занятия, но через какое-то время отказывается от их посещения или начинает болеть. Воспринимайте это как сигнал к пересмотру режима занятий. Если ребёнок переутомляется, лучше вообще отказаться от подготовительных курсов. Сегодня школы предлагают несколько вариантов прохождения подготовительных курсов: 9-месячные, 2-3-месчные. Записывая ребёнка на годичные курсы, учитывайте двойную нагрузку (детский сад + курсы) в течение всего учебного года. Краткосрочные курсы направлены на формирование как интеллектуальной, так и социальной готовности ребёнка к школе.

  • Систематичность посещения курсов.

Конечно, определённый тайм-аут не повредит ребёнку, но в этом случае он может привыкнуть к мысли, что занятия – вещь необязательная, и в школе тоже будет требовать передышки. Кроме того, из-за перерывов в учёбе ему будет трудно восполнить пробелы в знаниях.

  • Обучение по той программе, что и в 1-м классе, позволит быстро освоиться в школе.

Для некоторых детей (медлительных, неуверенных в себе) это действительно так. Однако у активного и любознательного ребёнка, услышавшего уже знакомую ему информацию, может возникнуть иллюзия, что он всё отлично знает, поэтому слушать учителя внимательно необязательно. Более того, он скорее всего, станет перебивать педагога, вертеться и мешать остальным.Хочу такой сайт

  • Учёт ведущего вида деятельности.

Ведущим видом деятельности ребёнка 6-7 лет является игровая деятельность, именно во время игры он лучше усваивает информацию. Поэтому желательно подыскивать такие курсы, на которых дошкольник не просто сидит за партой и выполняет учебные задания, но и играет.

  • Благоприятный микроклимат в семье.

Подготовка ребёнка к школе тесно связана с его положением в семье. Если дошкольнику не хватает положительного родительского внимания, он может испытывать эмоциональный дискомфорт и все свои силы он будет тратить на решение этой проблемы, а не на получение новых знаний. Неблагоприятными условиями для развития у дошкольника познавательных мотивов могут быть: развод родителей, конфликты в семье, отверженность ребёнка или противопоставление его другим детям в семье, гипер- и гипоопёка, высокая моральная ответственность перед взрослыми.

Говоря о готовности ребёнка к обучению в школе имеют в виду уровень сформированности различных сфер психической деятельности.




 

1) Физическая готовность:  

  • состояние здоровья
  • физическое развитие
  • развитие анализаторных систем
  • развитие мелких групп мышц
  • координация движений
  • готовность организма ребёнка к учебным нагрузкам

 

2) Специальная готовность ребёнка к школе.

  • определённый уровень умелости в отношении:

- чтения
- письма         
- счета

  • навык «глаз-рука»

 

3) Психологическая готовность к школе

  • мотивационная готовность
  • интеллектуальная готовность
  • эмоционально-волевая готовность
  • личностная готовность

Подготовка дошкольника к школе - дело сложное и ответственное, и эффективность его будет определяться прежде всего системным и комплексным развитием всех психических сфер ребёнка.

 

10 «советов» родителям будущего первоклассника.

  1. Выбирая школу, попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить обучение вашего ребёнка.
  2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
  3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребёнок, какая будет нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).
  4. Узнайте, в котором часу начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте ещё час на утренние процедуры и завтрак – не придётся ли вставать слишком рано?
  5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребёнка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (и захочет ли).
  6. Если вы планируете дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции) уточните, в какое время ребёнок будет возвращаться домой из школы.
  7. Подготовьте место для занятий ребёнка дома.
  8. Не настраивайте ребёнка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
  9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребёнком.
  10. Не относитесь к первым неудачам ребёнка как к краху всех надежд. Помните: ему очень нужны ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 30.03.2021

Дата публикации: 24.07.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».