Подборка игр для развития фонематического восприятия(этап различение слогов)
13.04.2024
Подборка игр для
развития фонематического восприятия.
Этап различение слогов
Игра - упражнение
«Повтори и назови лишний слог»
Цель:
развивать фонематическое восприятие; формировать умение дифференцировать слоги,
различающиеся одним звуком.
Ход
игры: Педагог произносит ряд повторяющихся слогов и спрашивает ребёнка, какой
слог «лишний».
Та
– та – да Ба – па
- ба
Да
– да – та Фи – фи - ви
Ну
– ну – но Го – ко - ко
Но
– ну – ну Ко – ки –ко
Са
– са – ша Ша – са – са
Усложнение:
использовать слог из трёх звуков
Ква – ква- два Мди – мди- пди
Кхе – мхе – кхе Вси – фси - вси
Пом- дом- пом Тну – мну – тну
Игра
– упражнение «Скажи как я»
Цель:
упражнять в воспроизведении слогового ряда со смещением ударного слога;
формировать умение дифференцировать слоги.
Ход
игры: педагог произносит слоговой ряд, ребёнок должен правильно повторить.
Та
– та – та Па – па - па
Та
– та – та Па – па - па
Та
– та – та Па – па – па
Игра-
упражнение «Закончи слово нужным слогом»
Цель:
развивать фонематическое восприятие, мышление, словарный запас; формировать
умение договаривать заданный последний слог в словах; развивать ловкость и
координацию движений.
Ход
игры: дети встают в круг, в середине педагог с мячом. Педагог задаёт
определённый слог, например РА, затем произносит начало слова и бросает мяч
ребёнку. Ребёнок договаривает последний слог, слово целиком и возвращает мяч.
«РЫ»
Мото (ры), забо(ры), набо(ры), узо(ры), помидо(ры), самова(ры), мунди(ры),
ша(ры);
«РА»
Но(ра), го(ра), па(ра), иг(ра), детво(ра), жа(ра), Ю(ра), И(ра), кону(ра),
панте(ра);
«КА»
Зай (ка), май(ка), шаш(ка), лошад(ка), лопат(ка), юб(ка), конфет(ка), книж(ка).
Игра
«Клубочек»
Цель:
формировать умение называть слова на заданный слог; развивать фонематическое
восприятие, активизировать память, мышление.
Ход
игры: Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст:
«По
дорожке (Имя) шла/шёл,
Клубок
ниточек нашла/нашёл,
Вы
слова на (заданный звук) скажите,
Нашу
нитку не порвите».
Ребенок,
у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный слог и передать
клубочек дальше
Игра
«Испорченный телефон»
Цель:
формировать фонематическое восприятие, умение дифференцировать слоги,
различающиеся одним или несколькими звуками; учить играть по правилам,
проявлять терпение и выдержку.
Ход
игры: дети сидят в ряд, педагог называет слог или серию слогов на ушко первому
ребёнку. Он шепотом передаёт следующему и т.д. Последний игрок вслух произносит
то, что услышал. Если допущена ошибка, все участники игры повторяют свои
варианты и определяют где «сломался телефон».
Игра «Подари Монстрику подарок»
Цель:
формировать звуковое восприятие; развивать фонематический слух и мышление;
учить делить слова на слоги, классифицировать их.
Ход
игры: педагог кладёт перед ребёнком трёх разных монстриков: одноглазого,
двуглазого и трёхглазого. Объясняет, что одноглазый монстрик любит подарки, в
названии которых только ОДИН слог. Двуглазый
- любит подарки, в названии которых ДВА слога. Ну а трёхглазый монстрик,
предпочитает подарки, в названии которых ТРИ слога. Ребёнок рассматривает
предметные картинки и «дарит» каждому монстрику нужные подарки.
1
слог: шар, мяч, зонт, кекс, мёд, мак.
2
слога: кукла, соска, веник, букет, майка, глобус
3
слога: карандаш, машина, корона, конфета, зеркало, кирпичи
Игра
«Живые слоги»
Цель:
Формировать фонематическое восприятие, память, правильное звукопроизношение;
учить составлять слово из слогов, определять их порядок.
Ход
игры: педагог называет 2 детям слоги одного слова, например, КА – ША. Дети
должны встать рядом в нужном порядке.
Усложнение:
увеличивать количество слогов в словах до 3-4.
Игра
«Слоговое лото»
Цель:
Формировать умение делить слово на слоги, определять количество слогов в слове,
подбирать схему слова к предметной картинке; развивать фонематическое
восприятие.
Ход
игры: Педагог раздаёт детям игровые поля с картинками и схемы слов с 1,2,3,4
слогами. Дети подбирают нужные схемы к своим картинкам.
Усложнение:
педагог достаёт из коробки схемы слов по одной, называет количество слогов на
ней, дети должны на своём игровом поле найти соответствующую картинку с таким
же количеством слогов. Победит тот, кто первым закроет всё своё игровое поле.
Игра
«Тарабарский язык»»
Цель:
формировать фонематическое восприятие; развивать мышление, дикцию; учить
воспроизводить слоговые цепочки в разных вариациях.
Ход
игры: педагог сообщает, что они попали в очень необычную страну – Тарабарнию и
местные жители разговаривают на тарабарском языке. Предлагает выучить несколько
иностранных слов.
Дети
слушают слоговые сочетания и повторяют за педагогом.
1. С одним согласным и разными гласными:
Та
– то – ту Ты – та – то
Му
– мы – ма Мо – ма – мы
Ну
– ны – на Но – на – ну
Ду
– ды – ду До – до – ду
Ко
– ку – ка Ки – ке – кы
2. С общим гласным и разными согласными:
Та
– ка- па Ка – на – па
Фа
– ха – ка Ма – на – ва
Па
– ка – та Га – ба – да
Ка
– фа – ха Ва – ма – на
3. С согласными звуками, различающимися по
звонкости/глухости
Па
– ба По-бо
Пу
– бу Пы – бы
Та
– да Ка – га
Па
– ба – па По – бо – по
Та
– да – та Да – та – да
Ва
– фа – ва Са – за – са
4. С согласными звуками, различающимися по
мягкости/твердости
Па
– пя Ма-мя
Ва
– вя По – пё
Мо
– мё Пу – пю
Му
– мю Пы – пи
Вы
– ви Ву – вю
5. С наращиванием стечения согласных букв
Па
– тпа Та – пта
Фа
– тфа Ма – кма
На
– фна На – пна
Ка
– фка Ка – тка
Та
– кта На – кна
6. С общим стечением согласных звуков и
разными гласными
Пта
– пто – пту – пты
Кта
– кто – кту – кты
Фта
– фто – фту – фты
Тма
– тмо – тму – тмы
Кна
– кно – кну – кны
Фка
– фко – фку – фкы
7. Со сменой позиции согласных звуков в их
стечении
Пта
– тпа Пка – кпа
Фпа
– пфа Кта – тка
Гда
– дга Фта – тфа
Вба
– бва тма – мта
Фму
– мфу Кда – дка
Гпа
– пга Кты –ткы
Игра
«Делим слова на слоги»
Цель:
развивать фонематическое восприятие, умение делить слова на слоги; формировать
произвольное внимание и мышление.
Ход
игры: Педагог раздаёт детям игровые поля, на которых расположен паровозик и 8
чистых ячеек. Затем педагог достаёт предметные картинки, четко произносит то,
что там нарисовано и дети берут себе подходящие. У кого на игровом поле
паровозик с 1 вагончиком, берёт картинки с предметом, состоящего из 1 слога, у
кого паровозик с 2 вагончиками – с 2-мя слогами и т.д. побеждает тот, кто
первым закроет свое игровое поле.
Усложнение:
дети подбирают схемы к своим картинкам.
Игра
«Слоговой паровоз» (Л)
Цель:
развитие фонематического слуха, формирование и развитие навыка деления слов на
слоги.
Ход
игры: в комплекте: фон (паровоз), карточки со словами (по 16 карточек на каждый
вагончик - односложные, двусложные, трехсложные, четырехсложные слова) и
полоски-кармашки. В каждом вагончике столько окошек, сколько слогов.
Ребенок
должен правильно определить количество слогов и «заселить пассажира» в нужный
вагончик.
Игра
«Хлоп – хлоп»
Цель:
развивать фонематическое восприятие, мышление; учить делить слова на слоги;
закрепить умение работать с игровизором, чётко выполнять инструкцию.
Ход
игры: Педагог раздаёт детям игровые карточки, вставленные в игровизор. На
карточках изображены пары ладошки: 1 пара (1 слог), 2 пары (2 слога), 3 пары (3
слога) и предметные картинки. Ребёнок должен маркером соединить картинки с
нужным количеством ладошек.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.04.2024
Дата обновления: 15.04.2024
Дата публикации: 13.04.2024