Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

21.09.2020

Из чего же состоит речь.

Речь – это сложная система, состоящая из следующих компонентов:
1. Звукопроизношение или звукопроизносительная сторона – это артикуляция, речевое дыхание, голос и интонация. При нормальном ходе речевого развития звукопризносительная сторона формируется к 5-ти годам. К этому времени у большинства детей формируется и интонационная сторона речи:дети могут произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.
2. Фонематические процессы:
· фонематический слух – особый вид слуха, отвечающий за умение слышать и различать звуки в потоке речи.Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.
· Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте: способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков и их количество в слове.Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова.
3. Лексика или словарный запас -После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения (признаки) к слову (предмету), подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.
4. Грамматический строй речи -правильное использование слов в речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизменения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных (Деревянный дом). Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
5. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. От того, насколько полноценным является речевое общение ребенка, насколько достаточна его речевая практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит и развитие речи маленького человека.

Просмотров всего: , сегодня: Хочу такой сайт

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 14.10.2020

Дата публикации: 21.09.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».