Подборка игр для развития фонематического восприятия ( Различение звуков)
15.05.2024
Подборка игр для
развития фонематического восприятия.
Различение звуков
1.
Игра «Звуковой цветочек»
Цель:
развивать фонематический слух, внимание, мышление; учить выделять и находить
звук в словах, видеть и исправлять ошибку.
Ход игры: Заранее
вырезаем яркий цветок из плотной бумаги, готовит символы звуков и предметные
картинки.
Вариант 1.
Педагог в серединку цветка кладёт любой символ и просит ребёнка на лепестках
разложить картинки, где есть такой звук.
Вариант 2.
Педагог сам раскладывает картинки и просит ребёнка найти и исправить ошибку.
2.
Игра упражнение «Поймай звук»
Цель:
развивать внимание, слуховое восприятие, быстроту реакции; закреплять умение
выделять звук из звукового ряда.
Ход игры: Показываем детям определённый символ звука.
Затем он произносит ряд звуков с многократным повторением заданного звука, а
дети, услышав нужный, «ловят» его хлопком в ладоши.
3.
Игра – упражнение «Скажи наоборот»
Цель:
развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление, умение анализировать.
Ход игры:
педагог произносит 2 звука, например, А – О, а ребёнок произносит наоборот - О
– А.
Усложнение:
использовать цепочку из 3 звуков и более.
4.
Игра «Звуковой кубик»
Цель:
развивать фонематическое восприятие и мышление; активировать память и речь;
учить подбирать слова с определённым звуком; формировать умение играть по
правилам.
Ход игры:
На грани кубика приклеиваются цветные квадраты – условные обозначения звуков:
красный (гласный), синий (твердый согласный), синий с колокольчиком (звонкий
тврдый согласный), зелёный (мягкий согласный), зелёный с колокольчиком (звонкий
мягкий согласный) и белый (случайное задание от педагога). Ребёнок бросает
кубик и придумывает слово, согласно условному обозначению.
5.
Игра «Звуковая мозаика»
Цель:
развивать фонематическое восприятие, внимание, умение отличать гласные звуки от
согласных, а согласные по твердости и мягкости; закреплять графические навыки;
учить ориентироваться на листе бумаги.
Ход игры:
на листе бумаги нарисована сетка 3х3. Педагог называет место и звук, например:
верхний левый угол, звук А. Ребёнок должен закрасить клеточку красным цветом.
Игра заканчивается, когда заполнены все клетки.
6.
Игра «Звукоежка»
Цель:
развивать фонематическое восприятие, уметь находить картинки, в которых есть
заданный звук;
Ход игры:
педагог знакомит ребёнка со Звукоежкой, он большой обжора и очень любит
покушать. Но кушает он только те предметы, в названии которых есть звук _____.
7.
Игра «Звуковой домик» (Л)
Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация и
дифференциация гласных звуков А, О, У, И, Ы.
Ход игры: в комплекте фон с
домиком и пустыми окошками и 90 предметных картинок (по 18 картинок на каждый
звук).
На
крышу домика прикрепляется символ гласного звука, играющий «заселяет» домик
картинками, в названии которых есть заданный звук. На каждый звук можно
"заселить" 2 домика, поэтому можно играть в парах.
8.
Игра «Зоркий глаз»
Цель:
развивать внимание, наблюдательность, ориентировку в пространстве; формировать
фонематическое восприятие; учить находить в окружающей обстановке предметы на
заданный звук; формировать умение составлять полные предложения.
Ход игры:
1 вариант. Называем звук, ребёнок ищет в комнате
предмет(ы), который (ые) начинается(ются) на этот звук, называет его(их).
2
вариант. Произносим звук, а дети подходят к предметам,
в названии которых есть этот звук, называют его и составляют с этим словом
предложение.
9. Игра «Чаепитие со Звуковичками»
Цель: учить
дифференцировать твёрдые и мягкие звуки; формировать фонематическое восприятие;
развивать мышление, умение анализировать.
Ход игры: Педагог
рассказывает, что на Изумрудной улице живут мягкие звуки, а на Васильковой улице
живут твердые звуки. Они приглашают нас в гости на чай. С твердыми звуками мы
будем пить чай только из тех чашек, у которых слово начинается с твердого
звука. А с мягкими звуками - только из тех чашек, у которых слово начинается с
мягкого звука.
В комплекте 2 фона с домиками и 64 карточки с картинками (32 карточки на
твердые и 32 карточки на мягкие звуки).
10. Игра «Звонкий – глухой»
Цель:
способствовать развитию фонематического слуха, связной речи, внимания, памяти.
Ход игры:
перед игрой определяемся, где будет
находиться искомый звук (в начале, в середине или в конце слова). Затем он раздаёт большие карты с коричневым
прямоугольником внутри. На эту карту дети
раскладывают картинки со звонким согласным звуком в любом месте слова.
На
карточки с желтым прямоугольником внутри, раскладывают картинки со звонким
звуком в слове.
Усложнение:
игра проводится в форме игры «лото»
11. Игра «Цепочка слов» (с
карточками)
Цель:
способствовать развитию фонематического восприятия; упражнять детей в
определении первого и последнего звука в словах; учить выкладывать цепочку из
карточек в определённой последовательности; активизировать память и мышление.
Ход игры:
педагог предлагает ребёнку набор из 6 карточек. Ребёнок рассматривает их, четко
произносит название каждой картинки, затем выкладывает из них цепочку. На одной
из карточек стоит точка, это будет первая картинка. Каждая последующая картинка
должна начинаться на последний звук предыдущей картинки.
·
Сыр – рыба – апельсин – нос – сок – кабан
·
Мак – крокодил – лук – кот – топор – ракушка
·
Лимон – носки – игла – автобус – соска – ананас
·
Ключ – чайка – ананас – самолёт – топор – ракушка
·
Тюльпан – носок – кукушка – аквариум – мухомор – рак
·
Кошка – альбом – майка – абрикос – сосиски – игла
·
Комар – росток – кактус – стол – ландыш - шарик
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.05.2024
Дата обновления: 16.05.2024
Дата публикации: 15.05.2024