Подборка игр для развития фонематического восприятия ( Анализ звукового состава слова)
16.05.2024
Подборка игр для
развития фонематического восприятия.
Анализ звукового состава слова
1.
Игра «Цепочка слов» (словесная)
Цель:
способствовать развитию фонематического восприятия; упражнять детей в
определении первого и последнего звука в словах; активизировать память и
мышление.
Ход игры:
педагог называет любое слово, например АРБУЗ. Следующий игрок произносит своё
слово, которое должно начинаться на последний звук предыдущего игрока: АРБУЗ – ЗОНТ. Следующий игрок продолжает цепочку: АРБУЗ – ЗОНТ – ТОРТ…
Если
игрок не может придумать слово, то он выбывает из игры. Игра продолжается, пока
не останется самый внимательный и эрудированный.
2. Игра «Прочитай по первым звукам»
Цель: закрепить
навыки звукобуквенного анализа; развивать фонематический слух, внимание,
память, логическое мышление.
Ход игры: перед
ребёнком кладутся карточки с несколькими картинками. Он должен по первым звукам
каждой картинки составить слово.
Например: Кактус, Облако,
Шар, Клевер, Астра
– КОШКА.
3. Игра – упражнение «Кто больше»
Цель: развивать
фонематическое восприятие; расширять словарный запас; активизировать речь;
учить подбирать слова на заданный звук.
Ход игры: педагог
называет звук или показывает символ звука, а дети называют слова, в которых
есть этот звук.
Усложнение: заранее обозначить место звука в
слове.
4. Игра - упражнение «Собери слово»
Цель: развивать
фонематическое восприятие и мышление; учить составлять слово из отдельных
звуков.
Ход игры: Произносим слово по звукам, например К, О, Т.
Ребёнок должен догадаться какой это слово и произнести его вслух.
5. Игра «Домики»
Цель: развивать
фонематический слух; автоматизировать и дифференцировать звуки; определять на
слух место звука в слове.
Ход игры: перед
ребёнком раскладываются домик с крышей и тремя окошками (это начало, середина и
конец слова), предметные картинки и символы звуков.
Педагог кладёт на крышу домика
символ звука, выбирает картинку, а ребёнок должен найти место звука в этом
слове и в нужное окошко положить картинку. Или наоборот – на крышу домика
положить картинку, а в окошко заданный символ звука.
Цель: развивать
фонематический слух, соотносить слова с его звуковой схемы, развивать навык
звукового анализа и синтеза.
Ход игры: в комплекте фон с
паровозиком, 14 звуковых схем и 84 предметные картинки (по 6 штук на каждую
схему). педагог помещает на крышу паровозика звуковую схему и просит поместить
в окошки вагончика все картинки, которые соответствуют схеме
7.
Игра «Гусеница»
Цель: развивать
навыки звукового анализа и синтеза; формировать звуковое восприятие;
активизировать мышление, память, внимание; учить составлять схему слова.
Ход игры: педагог
предлагает коврограф, голову гусеницы и цветные круги (синий, зелёный и
красный) – части туловища гусеницы. Перед ребёнком кладётся картинка, он должен
составить к ней схему из кругов, тем самым собрать гусеницу.
8. Игра «Начало, середина, конец»
Цель: формировать
фонематическое восприятие, развивать умение находить место звука в слове.
Ход игры: Произносим слова с определенным звуком, а
ребёнок в зависимости от положения звука в слове говорит «начало» (если
заданный звук находится в начале слова), «середина» (если заданный звук
находится в середине слова), «конец» (если заданный звук находится в конце слова)
9. Игра «Звукоежка 2»
Цель: развивать
фонематическое восприятие; формировать умение понимать слово без первого звука
и воспроизводить его правильно; активизировать внимание, память, быстроту
реакции.
Ход игры: Звукоед
съел первый звук в словах, ребёнку нужно догадаться какого звука не хватает и
назвать исходное слово. Например, педагог говорит: _арандаш, ребенок – Карандаш.
10. Игра «Заколдованное слово»
Цель: развивать
фонематическое восприятие, навык звукового анализа и синтеза; определять
последовательность и количество звуков в слове; активизировать мышление, речь,
память, внимание.
Ход игры: педагог
сообщает, что один Рассеянный Волшебник заколдовал слова так, что остались
только первые и последние звуки. Слова нужно расколдовать, используя картинки и
символы звуков.
Усложнение: играть в
эту игру без зрительной опоры
11. Игра
«Шифровальщик»
Цель: развивать
фонематическое восприятие; формировать умение проводить фонематический анализ
слова; развивать гибкость ума, мышление, сообразительность.
Ход игры: Сообщаем
ребёнку, что он теперь «шифровальщик» и будет «кодировать» слова. Это значит –
поменять все звуки в слове на символы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.05.2024
Дата обновления: 16.05.2024
Дата публикации: 16.05.2024