Речевая готовность детей к школе.
16.05.2024
Речевая
готовность детей к школе.
Возраст 6-7
лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он
меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая
деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего
дошкольника определенных навыков.
Школьное обучение предъявляет ребенку
новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет
психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной
значимости новой деятельности
Говоря о готовности к школьному обучению,
необходимо подчеркнуть именно уровень речевого развития ребенка, поскольку
именно при помощи родного языка будет происходить усвоение всего курса школьной
программы.
Поэтому давайте уточним, а что,
собственно, подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному
обучению»
Речевая готовность
включает в себя целый комплекс речевых компонентов – это правильное
произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически
верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать.
Ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: производить звуковой
анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все
звуки в слове, делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в
слове.
Это краткое описание того, чем должен
владеть ребенок в области развития речи при поступлении в школу, чтобы
беспрепятственно начать обучение грамоте.
Чтобы ребенок не испытывал проблем с
чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные
компоненты речи, о которых далее пойдет речь.
1. Умение слушать и слышать других
Если ребенок не умеет слушать и понимать
услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала,
который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно,
чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает
от преподавателя.
2. Сформированность звуковой стороны речи
Сформированность фонетической стороны речи
предусматривает:
·
умение четко и внятно произносить все
звуки речи;
·
возможность изменения интонации и темпа с
учетом смыслового содержания;
·
умение говорить шепотом, тихо или громко
(в зависимости от ситуации).
Выраженные проблемы в звуковой стороне
речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети
пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как
пропуски или замены букв.
3. Умение различать звуки речи на слух
В норме ребенок должен слышать слово и уметь
опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на
письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться
и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки,
то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».
4. Функции языкового анализа и синтеза
Ребенок должен не только уметь различать
все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового
анализа являются:
·
Умение выделять звук на фоне слова («Есть
ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в
слове.
·
Умение выделять звук в начале и конце
слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается
слово машина?»).
·
Определение места звука в слове («В каком
месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»).
·
Умение назвать все звуки в слове по
порядку (последовательный анализ).
·
Умение назвать количество звуков в слове
(количественный анализ).
Помимо звукового анализа и синтеза, важно
понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.
Слоговый анализ представляет собой умение
делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь
составлять слова из представленных ему слогов.
Синтаксический анализ представляет собой
определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это
умение составлять предложение из представленных слов.
5. Словарный запас
Готовность ребенка к
школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас
слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не
просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.
В школе ребенку придется
отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им
материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на
заданную тему и т.д.
Если словарный запас будет скудным, то это
будет хорошо заметно в процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго
подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом
количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т.д. Часто
нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.
Часто у детей формируется ошибочное
понимание слов, которое происходит тогда, когда он слышит новые для себя слова
в образных высказываниях, но понимает их по-своему. Примеров может быть масса:
ребенок услышал выражение «потерять смысл» и теперь воспринимает слово «смысл»
как потерянную вещь; кто-то думает, что «конфетти» - это конфеты и т.д.
На бедность словарного запаса также
указывает упрощение слов. К примеру, вместо «массивный» - «большой, «крошечный»
- «маленький» и т.д. Особенно это заметно при пересказе сказок, рассказов,
когда ребенок заменяет слова, используемые автором, на те, которые ему знакомы.
В этом вопросе огромное значение имеет
роль родителей, ведь именно в семье в большей степени формируется словарный
запас ребенка. Поэтому среди рекомендаций, которые даются родителем, часто
называется употребление ими как можно большего количества сложных слов,
сравнений, метафор. Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что именно они
означают.
Речевая готовность к
школе определяется следующими навыками:
·
умение четко подбирать слова при назывании
действий, предметов;
·
употребление в связной речи слов с
обобщающим значением;
·
умение характеризовать предметы (лимон –
кислый, небо – голубое, трава – зеленая);
·
умение подбирать возможные действия,
характерные для предмета (кошка – мяукает, бегает, точит когти и т.д.);
·
умение подбирать предметы к заданному
действию, признаку (школа – класс, парта, учебники, коридор);
·
понимание и употребление в речи антонимов
(слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький);
·
понимание и употребление в речи синонимов
(смелый, храбрый, отважный, доблестный);
·
понимание и употребление многозначных слов
(шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба);
·
понимание метафор и умение их использовать
(«золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»);
·
понимание и употребление фраз с переносным
значением («стреляный воробей», «сломя голову»);
·
умение подбирать однокоренные слова (зима
– зимний, зимовать, зимовка).
Даже если у ребенка в школе нет проблем с
чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не
будет понимать содержание прочитанного им материала.
6. Грамматический строй речи
Ребенок должен уметь пользоваться разными
способами словообразования, уметь образовывать слова в нужной форме. Не менее
важным является словоизменение – это изменение слов по разным грамматическим
категориям (по падежу, числу, роду и т.д.).
Есть и другие навыки, которыми должен
овладеть ребенок к школе:
·
использование развернутой фразовой речи;
·
работа с предложением: построение простых
предложений, понимание связи слов в предложении и т.д.
·
умение находить ошибки в предложении и
исправлять их, умение составлять предложение по картинке и опорным словам;
·
пересказ текста с сохранением его
смыслового содержания.
7. Связная речь
Под этим понятием понимаются развернутые
высказывания, которые использует человек для выражения своих мыслей и желаний.
Если с этим возникают проблемы, то процесс школьного обучения оказывается
крайне затруднительным.
Готовность к школе детей оценивается
по следующим навыкам:
·
поддерживать разговор на тему,
соответствующую возрасту ребенка;
·
нормальное общение со сверстниками и
взрослыми;
·
умение развернуто описывать окружающие
предметы;
·
внятный пересказ пережитых событий (как
провел лето, какой фильм смотрел и о чем там говорилось);
·
умение пересказывать сказки, используя собственный
словарный запас;
·
умение раскрывать содержание окружающих
явлений, картины.
Все перечисленные умения и навыки
формируются через образовательную деятельность, а также через создание
соответствующей речевой среды.
Готовность к школе определяется именно
уровнем речевого развития ребенка. Если у него хорошо развита речь, то он
без проблем начинает общение со сверстниками и взрослыми, может правильно
выразить свои желания, мысли, а также задает вопросы. И наоборот, если речь
ребенка невнятна, то это существенно усложняет коммуникацию с окружающими его
людьми и, как следствие этого, процесс обучения протекает с большими
трудностями.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.05.2024
Дата обновления: 16.05.2024
Дата публикации: 16.05.2024