Формирование представлений об окружающем мире: общество и государство, культура и история. Социокультурные нормы, традиции семьи, общества и государства. Представления об отечественных традициях и праздниках. Многообразие стран и народов мира
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Так педагоги ДОО разработали правила этикета и поведения в группе. Проводятся НОД по ознакомлению с Родиной , семейными традициями и т.д. Были проведены проекты совместно с родителями " Любимое блюдо семьи" , Любимое место отдыха", " Путешествуем зимой"
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляю в непосредственно-образовательной деятельности согласно календарно - тематическому планированию дошкольной организации. Традиционнымистали тематические недели: «Моя Россия», «Мой любимый город», «Знакомство с народной культурой и традициями», «Моя семья», «Масленица», «Ильин день», «Иван Купала», «Солнечный хоровод у березки», «Мамочка милая – мама моя», «23 февраля» и т. д. Тематическая неделя заканчивается большим праздником,в котором дети совместно с родителями с удовольствием принимают участие: читают стихотворения, поют песни, встречаются со сказочными персонажами.
В беседах с детьми учу их постигать мир через знакомство с основными эстетическими категориями: правда-ложь, храбрость-трусость, щедрость-жадность и так далее. Для этого использую материал из сказок, фольклорных и литературных произведений, бытовых жизненных событий. Обратила внимание, что чем чаще дети участвуют в обсуждении различных проблемных ситуациях, слушают рассказы, сказки, тем лучше разбираются в окружающей действительности, учатся оценивать свои и чужие поступки, выбирают собственную линию поведения и взаимодействия с окружающими.
Основной вид деятельности ребёнка – это игра. В сюжетно-ролевых играх у ребенка проявляется самостоятельность, инициативность, умение играть рядом и так далее. Большое значение придаю дидактическим играм, как средству всестороннего воспитания личности ребёнка. Учу детей находить характерные признаки в явлениях окружающего мира, делать выводы, такие как «Подумай, отгадай», «Ответь на вопросы» и так далее.
Воспитание чувств любви к родному городу начинаю от простого к сложному.Мною были выбраны более действенные формы: экскурсии на почту, в магазин, пожарную часть, детскую библиотеку, дом-музей поэзии имени Е. Евтушенко и т. д., показ презентаций «Чем пахнут ремесла», «Путешествие по городу» и т. д. Основной целью проводимых мероприятий является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к людям и тому месту, в котором он живет.
Воспитываю детское самосознание через знакомство с русской культурой, знакомлю с национальными игрушками, народными праздниками, с работами известных художников, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.
Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и обычаев от поколения к поколению. В настоящее время родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому учу детей не только брать,но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу. Стараюсь заинтересовать родителей своих воспитанников, например, желанием привить детям любовь к предкам, продолжая лучшие семейные традиции. Совместно с родителями организуем совместные проекты «Город, в котором я живу», «Моя семья», «Моя родословная», в итоге которых оформляем выставки рисунков, фотовыставки, макеты зданий города. В совместной деятельности с родителями стараюсь вызвать у них желание принимать активное участие совместно с детьми, проявляя инициативу, творчество, раскрывая свой талант. Дети всегда рады совместному творчеству, испытывают гордость за своих родителей. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.
Такие формы работы, позволяют активизировать заинтересовать всех участников образовательного процесса.
Таким образом, эффективность ранней социализации зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Мы используем самое объемное и значимое средство - социальную действительность. Показываем детям социальный мир «изнутри» и помогаем ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как участника событий, преобразователя; формируем у ребенка представление о человеческом роде, о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях.