06.12.2023
Младший дошкольный возраст
Одна из главных задач речевого развития в этом возрасте — формирование правильного звукопроизношения.
Четкость и ясность речи (дикция) отрабатывается при помощи специального
речевого материала: шутки-чистоговорки, потешки на данный звук, песенки,
загадки.
Для отрабатывания звуков и звукопроизношения подходят потешки, где под ударением слышится какой-либо гласный звук:
— ПетушО-Ок, петушО-Ок, ЗолотО-Ой гребешО-Ок
— Наши уточки с утра-А-А КрЯ-А, крЯ-А, крЯ-А
— Наши гуси у пруда-А-А ГА-гА, гА-гА, гА-гА!
Сначала необходимо подбирать потешки со звукосочетаниями, уже
имеющимися в словаре ребенка. Усложняя задание педагог подбирает потешки
с новыми звуковыми сочетаниями:
— Во-ДИ-чка! Во-ДИ-чка! Умой Тане ли-Чи-ко!
— Ранним рано по утРУ-у-у пастушок ту-РУ-ру-ру
— Ой, ДУ –ду-ду-ду-ду, потерял пастух ДУ-ДУ
— КИ-ска,КИ-ска, Ки-ска, брысь
На дорожку не садись! Кис-кис-кис!
В словарной работе обратить особое внимание на
обогащение словаря, а это тесно связано с расширением знаний ребенка об
окружающем мире предметов, вещей, явлений.
Задача педагога: побуждать называть предмет, вещь, игрушку, их качества, свойства, возможные действия.
Эта работа планируется в виде разнообразных упражнений и игр для детей
(поможем кукле подобрать чайную посуду; назови, что умеет делать кошка и
др.).
При формировании грамматического строя речи
необходимо способствовать умению детей согласовывать прилагательные с
существительными в роде, числе, падеже, употреблять существительные с
предлогами.
Особое внимание нужно уделить работе с глагольной лексикой, а именно способствовать тому, чтобы дети умели:
— правильно употреблять форму повелительного наклонения ед. и мн. числа (беги, лови, покружитесь),
— спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим),
— образовывать от одних глаголов другие (встал-встает, умылся-умывается)
или образовывать глаголы из др. частей речи (воробей чик-чирик –
чирикает, барабан — барабанит) и др.
В младшем возрасте происходит овладение диалогом. Образцы диалога ребенок получает от общения со взрослым.
Обучение диалогическому общению
осуществляется в форме активизирующего общения. Это могут быть
дидактические и подвижные игры, творческая деятельность, инсценировки,
игровые драматизации и др.
При обучении пересказыванию дети учатся воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, затем вместе с ним (взрослый называет фразу или слово, ребенок – заканчивает предложение).
При рассматривании картин малыши сначала учатся отвечать на вопросы по содержанию (о персонажах и их действиях – кто это?, что делает?), затем составляют короткий рассказ вместе со взрослым.
При рассматривании игрушек или предметов дошкольники отвечают на вопросы о свойствах, качествах, действиях и назначении их.
Затем педагог подводит их к составлению рассказов об игрушке. Для
описания используется совместное рассказывание. Взрослый начинает,
ребенок заканчивает: «Это (кошка). Она (серая, пушистая). У кошки
(хвостик, лапки, ушки). Кошка любит кушать (рыбку, сметану).
В словарной работе решаются следующие задачи:
— уточнять обобщающие понятия (игрушки, овощи, мебель и т.д.),
— формировать умение понимать многозначные слова, сочетаемость разных слов («идет» — о человеке, поезде, фильме),
— расширять представление о синонимах и антонимах,
— обучать разным способам словообразования, продолжать формировать
умение соотносить названия животных и их детенышей (в ед. и мн. числе,
во мн. числе род падежа),
— формировать умение образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам и числам.
В средней группе следует продолжать формировать навыки пересказывания и составления небольших рассказов. Необходимо подводить детей к составлению рассказов из личного опыта. Рассказывание предполагает обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (напр., выявлению причинной связи: Мне нравится то-то, потому что…).
При формировании описательной речи (описывать игрушки, предметы), желательно также включать элементы рассуждения:
— начальное определение предмета,
— описание его свойств и качеств,
— конечная оценка и отношение к предмету.
Продолжать формирование навыков повествовательной речи.
Знакомить с композицией связного высказывания (начало, середина,
конец). Закреплять представление о том, что рассказ можно начинать
по-разному (Однажды… Дело было осенью … Как-то раз…).
Как методический прием можно предложить детям заполнить схему рассказа
(Как-то раз собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Стали звери… И
тогда…). Этим приемом закрепляется представление о средствах связи
между предложениями и между частями высказывания.
Использовать коллективное составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком. В этом помогут сюжетные картинки, когда один рассказывает начало по первой картинке, другой развивает сюжет, а третий заканчивает рассказ. Задача педагога: помочь детям при переходе от картинки к картинке словами-связками (и вот тогда…, вдруг…, в это время…).
Старший дошкольный возраст
В этом возрасте особое внимание следует уделять синтаксической стороне речи, а именно развитию умения строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого необходимо включать упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых взрослым: «Дети пошли в лес, чтобы… они оказались там, где…».
Обязательно подводите детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение — из слов, слова – из слогов и звуков. Это является необходимым для подготовки их к усвоению грамоты.
В словарной работе задача педагога — активизировать
употребление антонимов, синонимов, омонимов в речи, продолжать знакомить
со значениями многозначных слов.
Развитие связной речи. Дети должны анализировать
структуру любого высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается
действие (событие, сюжет), имеется ли завершение (конец).
На первый план выступает формирование умения строить разные типы высказываний – описание, повествование, рассуждение.