07.12.2023
Совершенствования образовательного процесса в детском саду путем внедрения инновационной технологии проектирования.
Создание
современной системы дошкольного образования, ориентированного на
полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно
повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.
Пересматриваются
прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами
педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной
встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно
мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и
воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко
планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием
педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у
него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации
учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к
самостоятельной мыслительной деятельности.
Одним
из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив
нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического
проектирования как одну из форм планирования и организации
воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование
компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений,
развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и,
таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного
процесса.
Проектная деятельность –
это дидактическое средство активизации познавательного и творческого
развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка.
Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся
достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на
вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные
навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности
детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную
деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является
то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в
окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в
воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит
характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги
ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными
участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический
опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов
и успехов ребенка.
Педагогическое
проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей
знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс
обучения становится не только более экономным, но и более интересным.
Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и
критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет
участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует
развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать
и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня —
это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод,
который должен занять свое достойное место в системе дошкольного
образования.
Именно
поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись с историей
возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой
проекта и с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных
учреждений, было решено внедрить инновационную технологию проектирования
в дошкольном учреждении», содержащую стратегию и тактику работы,
обеспечивающую оптимальную инновационную деятельность.
Целью
проекта является: Организация в дошкольном учреждении системы работы по
внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии
проектирования.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1.
Формирование мотивационной готовности у всех участников
образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания
детской деятельности.
2.
Совершенствование профессионального уровня педагогов через
использование творческих форм активации и осмысления своей
педагогической деятельности.
3. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.
4.
Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с
окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания
детей.
Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа:
I подготовительный этап: разработка
проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение
поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень
знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.
На
данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной
деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется
проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового
обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и
научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и
проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути
их решения.
Второй этап – основной.
На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование,
проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы развития
материально-технической базы, сотрудничество с родителями, общественными
организациями и учреждениями. На этом этапе систематизируется и
обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение
опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по
организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов
в условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о
реализации проекта. Третий этап – заключительный: подводятся результаты
проектной деятельности педагогов за учебный год (участие в методических
объединениях, семинарах - практикумах, представление опыта
проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета,
публикация статей). Итоги проектной деятельности оформляется в виде
мультимедийных презентаций по заданной теме.
Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении позволяет сделать следующие выводы:
1. Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.
2.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения
дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную
активность воспитанников детского сада.
3.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует
активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок
ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее
дело, радуется своим успехам.
4.
Проектная деятельность качественно влияет на повышение
профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и
профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации
индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников
образовательного процесса.
5.
Родители стали активными участниками образовательного процесса.
Сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.
Использование
инновационной технологии проектирования способствует повышению уровня
профессиональной компетенции воспитателей; обучению воспитателей
проектной деятельности, обеспечению внедрения в педагогический процесс
данной технологии; стимулированию развития интеллектуальной и творческой
инициативы воспитателей; расширению области специальных знаний
педагогов, развитию их аналитических, информационных и практических
умений; внедрению инновационных изменений в педагогический процесс;
повышению качества образования дошкольников; повышению вовлеченности
родителей в образовательный процесс и их удовлетворенности работой ДОУ.