08.12.2023
«Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»
В законе «Об образовании» дошкольное образование является первой ступенью общего образования.
В связи с этим дошкольное учреждение, выполняет важную функцию - подготовка детей к школе. В современном мире жизнь становится многообразнее и сложнее, от каждого требуются не просто выполнение привычных действий, а творческий подход к решению задач, способность самостоятельно решать различные вопросы. Это позволяет нам предположить, что одним из основных качеств, которые необходимо формировать с детства, является самостоятельность, так как самостоятельная деятельность важна для формирования личностных качеств ребёнка и его успешности во взрослой жизни.
В развитии самостоятельности выделяются три ступени.
Первая ступень — ребенок действует в обычных для него условиях, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (без напоминания идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам убирает после игры игрушки; говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, но близких ситуациях.
На третьей ступени - освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Таким образом, самостоятельная деятельность ребёнка является продуктом подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы. И чем инициативнее ребёнок, тем шире его возможности самостоятельно применять их в новых условиях.